Подробное описание схемы расположения земельного участка в 2019 году

Что представляет собой схема

Законодательство допускает составление документа гражданином самостоятельно

Перед тем, как участок отразится на едином кадастровом плане, владельцу земли необходимо провести ряд подготовительных работ. В них входят межевание и утверждение схемы расположения земельного надела. Документ:

  • повторяет на бумаге реальное расположение участка;
  • фиксирует его границы и площадь;
  • присваивает наделу номер, согласно нумерации в общей кадастровой карте;
  • содержит сведения о категории земель и их разрешенном использовании;
  • отражает имеющиеся на участке постройки.

При оформлении документа необходимо учитывать:

  • текущее территориальное кадастровое планирование;
  • наличие на территории особо охраняемых зон;
  • статус размечаемого участка и категорию его использования;
  • земли, которые граничат с наделом;
  • нормы расположения построек.

Утверждением подготовленной схемы занимаются местные муниципалитеты и пункты опорной межевой сети ОМС, являющиеся представительствами Росреестра. Именно они уполномочены распоряжаться землей, которая официально числится федеральной или региональной собственностью государства.

Стоимость услуги

  • отдел муниципалитета, отвечающий за земельные отношения;
  • территориальное отделение ОМС;
  • МФЦ.

В электронном виде можно подать заявку через портал Госуслуги. Для получения решения необходимо заполнить заявление, и предоставить комплект документов.

Утверждение плана участка производится на безвозмездной основе. Если при составлении схемы понадобится помощь кадастрового инженера, то на оплату его услуг стоит подготовить от 5 до 20 тысяч. Цена работ зависит от того, понадобиться ли специалисту:

  • выезжать на местность;
  • проводить полевые измерения;
  • составлять топографическую съемку и т.д.

Кроме того, на формирование расценок инженеров влияет регион проведения работ.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 июня 2017 года N 615

(с изменениями на 4 июня 2019 года)

(в ред. Постановлений Администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 15.11.2017 N 1364, от 07.08.2018 N 1005, от 28.12.2018 N 1624, от 07.03.2019 N 284, от 04.06.2019 N 673)

1. Утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» (прилагается).

2. Опубликовать настоящее постановление в газете «Майкопские новости» и разместить на официальном сайте Администрации муниципального образования «Город Майкоп» в сети «Интернет».

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования.

Глава муниципальногообразования «Город Майкоп»А.В.НАРОЛИН

УтвержденпостановлениемАдминистрации муниципальногообразования «Город Майкоп»от 1 июня 2017 г. N 615

I. Общие положения

При необходимости полевых измерений стоимость схемы будет составлять от 10000р  (зависит от местоположения и площади ЗУ). Например для земельного участка площадью 10 соток  в Домодедовском районе схема обойдется в 10500р. Это стоимость без топографической съемки. Если одновременно подготавливается и схема и топоплан- от 18000р.

Подробное описание схемы расположения земельного участка в 2019 году

Для уточнения стоимости в Вашем случае звоните по телефону 8(903)2533584, Илья.

Специалисты компании ООО «Землемер» подготовят для Вас схему земельного участка и межевой план на ее основе качественно и в срок.

•  Границы земельного участка и их точность

•  Геодезические работы при межевании

•  Вынос в натуру границ земельного участка от А до Я

Принят Самарской Губернской Думой22 февраля 2011 года

_____________________________________________________________________Изменение:Закон Самарской области от 25 декабря 2013 г. № 118-ГД;Закон Самарской области от 18 июля 2019 г. № 74-ГД_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________Закон утратил силу — Закон Самарской области от 23 марта 2015 г. № 22-ГД

_____________________________________________________________________

Настоящим Законом регулируются отношения, связанные с подготовкой и утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее — Схема) при предоставлении земельных участков в соответствии с земельным законодательством.

1. Схема представляет собой документ, в котором в текстовой и графической форме отражены сведения об испрашиваемом земельном участке, необходимые для дальнейшего принятия решений распоряжении им.2. Подготовка и утверждение Схемы осуществляется:1) при предоставлении земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

2) при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством;3) при приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения;

4) при подготовке предложений об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, для жилищного строительства, для размещения объектов, предназначенных для производства строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства, создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов и иного развития территорий;

5) при предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления его деятельности;5.1) при предоставлении земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

(внесен Законом Самарской области от 18 июля 2019 г. № 74-ГД) 6) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.3. Порядок подготовки и утверждения Схемы определяется уполномоченным Правительством Самарской области органом исполнительной власти Самарской области, обладающим соответствующим полномочием органом местного самоуправления в пределах их компетенции с учетом требований федерального законодательства и настоящего Закона.

(в редакции Закона Самарской области от 25 декабря 2013 г. № 118-ГД)

2. На Схеме отображаются:1) границы испрашиваемого земельного участка и его частей;2) площадь испрашиваемого земельного участка;3) местоположение испрашиваемого земельного участка относительно однозначно понимаемого локального объекта местности, выбранного в качестве ориентира для установления местоположения земельного участка (улица, проезд, овраг, здание, остановка транспорта и т.п.

), приблизительное расстояние до таких объектов;3.1) границы смежного земельного участка, которым лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка на основании статьи 9.1 Закона Самарской области «О земле», обладает на праве собственности или постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения;

(внесен Законом Самарской области от 18 июля 2019 г. № 74-ГД) 4) место для указания реквизитов решения об утверждении Схемы путем проставления штампа «Утверждено».3. К Схеме прилагаются топографический и ситуационный планы испрашиваемого земельного участка, которые являются ее неотъемлемой частью.Листы Схемы, топографического и ситуационного плана, правового акта об утверждении Схемы должны быть сброшюрованы (прошиты), пронумерованы, подписаны представителем органа, уполномоченного на утверждение Схемы и (или) органа, уполномоченного на предоставление земельного участка. (абзац в редакции Закона Самарской области от 18 июля 2019 г. № 74-ГД)

Подпись лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, не проставляется в случае предоставления земельного участка по результатам торгов (конкурса, аукциона).4. Ситуационный план земельного участка готовится в масштабе Ml: 10000-1:5000 для отображения земельного участка относительно окружающей ситуации.

Топографический план готовится на картографической основе в масштабе М1:500 — 1:5000 с указанием координат земельного участка. Картографическая основа может быть представлена в виде разгруженной топографической карты (плана), ортофотоплана.5. На топографическом плане указываются сведения:1) о расположении испрашиваемого земельного участка в границах территорий общего пользования;

2) о наличии зеленых насаждений;3) о наличии водных объектов с указанием береговой полосы, гидротехнических сооружений;4) о наличии детских и спортивных площадок;5) о наличии зданий, строений, сооружений и их частей;6) о надземных и подземных коммуникациях, объектах электросетевого хозяйства, прохождении иных линейных объектов;7) об охранных, санитарно-защитных и иных зонах;

об иных данных, которые свидетельствуют о наличии запретов либо ограничений в использовании испрашиваемого земельного участка.6. Оформление Схемы может производиться с применением средств компьютерной графики, а также комбинированным способом. Внесение сведений вручную (от руки) производится разборчиво тушью, чернилами или пастой синего цвета.

1. Утверждение Схемы осуществляется обладающим соответствующим полномочием органом местного самоуправления или в случаях, предусмотренных федеральным законом, — уполномоченным Правительством Самарской области органом исполнительной власти Самарской области (далее — уполномоченный орган).2. Уполномоченный орган принимает меры к получению необходимых сведений, предусмотренных для принятия соответствующего решения в срок, не превышающий срок для утверждения Схемы.3.

Схема утверждается путём принятия уполномоченным органом соответствующего правового акта. В правовом акте об утверждении схемы указываются сведения о разрешенном использовании земельного участка с указанием принадлежности его к территориальной зоне, сведения о красных линиях и иных ограничениях (обременениях) в отношении земельного участка.4.

1. Общие положения

Как подготовить схему расположения земельного участка

Документ утверждается администрацией, на территории которой расположен испрашеваевый земельный участок. А кто же составляет схему? Действующие правила наделяют таким правом ряд субъектов. Схему может оформить кадастровый инженер или орган, уполномоченный распоряжаться земельными ресурсами. Также схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории можно подготовить самостоятельно. Разберем все варианты подробнее.

Если положение объекта на местности можно определить камерально и не требуется проведение топографической съемки местности, то выезд кадастрового инженера не обязателен. Стоимость услуг специалиста и сроки оформления плана в этом случае будут в несколько раз меньше.

Заказать схему расположения земельного участка можно не выходя из дома. Для этого рекомендую сервис Гарант, который присылает готовый документ в течение 2-х дней. Стоимость — 1990 рублей, данные официальные и составлены кадастровым инженером (Лицензия №52-11-320) в соответствии с постановлением №762 Минэкономразвития России.

На районную администрацию возложена обязанность оформления схемы территории только в случае реализации земли через аукцион. Во всех иных ситуациях документ может быть представлен заинтересованной организацией или гражданином. Это значит, что все расходы ложатся на заявителя.

Цифровой документ подготавливают для межведомственного взаимодействия. Орган, который выделяет землю, готовит электронную схему и направляет ее в Росреестр. Это делается для того, чтобы до регистрации права или в течение двух лет после оформления схемы на месте описанного надела не образовался другой участок. Администрация не может требовать от заявителя представить электронную схему. В противном случае это будет нарушением закона.

Утверждение схемы земельного участка или как избежать 5 оснований отказа.

Сначала на сайте Росреестра нужно заказать электронную версию кадастрового плана. Ее загружают в графический редактор и программными средствами обозначают границы надела. Чтобы не получить отказ, важно точно соблюдать форму обрабатываемого документа. Нельзя допускать неточности в условных обозначениях и т.п. Также следует понимать, что даже идеальное оформление полностью не застрахует от получения отказа.

Казалось бы, муниципальным органам выгодно продавать землю, но самодельные документы они принимают неохотно. Скорее всего, здесь предложат воспользоваться услугами кадастрового инженера, который быстро и грамотно составит схему территории. Но хочется ли платить за документ, когда все можно оформить бесплатно?

  • При самостоятельном составлении плана обязательно нужно пользоваться специальными программными продуктами, ведь только они дадут требуемую точность площади и координат. Ни в коем случае ничего не делайте «на глазок» с применением циркулей, линеек и других подобных приборов.
  • Большая проблема возникает, когда на кадастровом плане вблизи надела нет никаких границ. В таком случае определить местоположение земельного участка и «привязать» его к ориентирам будет крайне проблематично.

Однако не стоит радоваться заранее, если схему расположения надела приняли. Уполномоченный орган может отказать в ее утверждении не только из-за неточностей в оформлении. Закон также содержит ряд других причин для отказа.

Как написать заявление

Для заявления об утверждении схемы расположения земельного участка установлена определенная форма. Порядок заполнения:

  1. Составляется документ на имя руководителя отдела, который в субъекте отвечает за землеустройство. Например, это может быть начальник Земельного комитета или имущественных отношений.
  2. Обязательно указывается заявитель. Для физических лиц достаточно представить данные своего паспорта и ФИО. Юридические лица обязаны заполнить регистрационную информацию, включая наименование фирмы, её фактическое и юридическое местонахождения. В конце «шапки» заявитель оставляет контактные данные, чтобы исполнительные органы могли связаться с ним по необходимости.
  3. В содержательной части описывается просьба об утверждении приложенной схемы. Кроме того важно как можно подробнее описать рассматриваемый надел. Текст описания содержит: месторасположение участка; его адрес, если таковой присвоен; тип разрешенного использования; площадь выделенного объекта; все постройки, которые на нем имеются; для каких целей создан надел; существуют ли на нем обременения.
  4. В тексте указывается весь перечень документов, которые прилагаются к прошению.
  5. Заканчивается документ датой составления и росписью заявителя.

В соответствии с подп. 3 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФследующим этапом процедуры являетсяпроверка уполномоченным органом наличияили отсутствия оснований для отказа вутверждении схемы, предусмотренныхпунктом 16 статьи 11.10 Кодекса и подпунктами5 — 9, 13 — 19 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ.

Очевидно, что данный этап касаетсяслучаев, когда схема расположения былапредставлена самим заявителем. Втом случае если заявление поданоотносительно земельного участка, которыйнеобходимо образовать на территориинаселенного пункта, то орган местногосамоуправления по заявлениюзаинтересованного лица самостоятельноосуществляет подготовку Схемы и проектарешения об ее утверждении, которыйнаправляется на согласование долженбыть утвержден в 2-месячный срок со дняпоступления заявления в уполномоченныйорган.

Между тем, ЗК РФ не устанавливаетперечень оснований для отказа в разработкеи утверждении Схемы в том случае, еслиинициатива предоставления земельногоучастка исходит от заинтересованноголица, однако схема расположения земельногоучастка должна разрабатываться органомместного самоуправления.

В зависимости от различных вариантовответа на данный вопрос может работатьпринцип либо «целесообразности»предоставления, либо «обязательности»предоставления. Представляется, чтоцелью запрета на самостоятельнуюразработку схемы могло быть желаниезаконодателя вывести образованиеучастков в населенных пунктах из-подобщего режима рассмотрения заявлений,который предусматривает строгоограниченный круг оснований для отказав утверждении Схемы.

Идея о том, чтопредоставление земельных участков натерритории населенных пунктов должноподчиняться принципу целесообразности,в то время как на территории сельскойместности предоставление участковдолжно стимулироваться обязательностьютакого предоставления, соответствуеттакже политико-правовым мотивам.

1) несоответствие схемы расположенияземельного участка ее форме, форматуили требованиям к ее подготовке, которыеустановлены в соответствии с пунктом12 настоящей статьи1;

3) разработка схемы расположенияземельного участка с нарушениемпредусмотренных статьей 11.9 настоящегоКодекса требований к образуемым земельнымучасткам.

Данные требования установлены ст. 11.9.ЗК РФ, в соответствии с которой образуемыеземельные участки не должны:

  • отклоняться от предельных (минимальных
    и максимальных) размеров земельных
    участков, установленных градостроительными
    регламентами;

  • пересекать границы муниципальных
    образований и (или) границы населенных
    пунктов.

  • приводить к невозможности разрешенного
    использования расположенных на
    образуемых земельных участках объектов
    недвижимости;

  • приводить к вклиниванию, вкрапливанию,
    изломанности границ, чересполосице,
    невозможности размещения объектов
    недвижимости и другим препятствующим
    рациональному использованию и охране
    земель недостаткам, а также нарушать
    требования, установленные настоящим
    Кодексом, другими федеральными законами.

4) несоответствие схемы расположенияземельного участка утвержденномупроекту планировки территории,землеустроительной документации,положению об особо охраняемой природнойтерритории2;

5) расположение земельного участка,образование которого предусмотреносхемой расположения земельного участка,в границах территории, для которойутвержден проект межевания территории.

6) в отношении земельного участка неустановлено разрешенное использованиеили разрешенное использование земельногоучастка не соответствует целямиспользования земельного участка,указанным в заявлении о проведенииаукциона;

7) земельный участок не отнесен копределенной категории земель;

земельный участок предоставлен направе постоянного (бессрочного)пользования, безвозмездного пользования,пожизненного наследуемого владенияили аренды;

9) на земельном участке расположеныздание, сооружение, объект незавершенногостроительства, принадлежащие гражданамили юридическим лицам, за исключениемслучаев размещения сооружения (в томчисле сооружения, строительство которогоне завершено) на земельном участке наусловиях сервитута или объекта, которыйпредусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФи размещение которого не препятствуетиспользованию такого земельного участкав соответствии с его разрешеннымиспользованием;

10) на земельном участке расположеныздание, сооружение, объект незавершенногостроительства, находящиеся в государственнойили муниципальной собственности, ипродажа или предоставление в арендууказанных здания, сооружения, объектанезавершенного строительства являетсяпредметом другого аукциона либо указанныездание, сооружение, объект незавершенногостроительства не продаются или непередаются в аренду на этом аукционеодновременно с земельным участком;

11) земельный участок расположен вграницах застроенной территории, вотношении которой заключен договор оее развитии, или территории, в отношениикоторой заключен договор о ее комплексномосвоении;

12) земельный участок в соответствии сутвержденными документами территориальногопланирования и (или) документацией попланировке территории предназначендля размещения объектов федеральногозначения, объектов региональногозначения или объектов местного значения;

13) земельный участок предназначен дляразмещения здания или сооружения всоответствии с государственной программойРоссийской Федерации, государственнойпрограммой субъекта Российской Федерацииили адресной инвестиционной программой;

14) в отношении земельного участка приняторешение о предварительном согласованииего предоставления;

15) в отношении земельного участкапоступило заявление о предварительномсогласовании его предоставления илизаявление о предоставлении земельногоучастка, за исключением случаев, еслипринято решение об отказе в предварительномсогласовании предоставления такогоземельного участка или решение об отказев его предоставлении;

16) земельный участок является земельнымучастком общего пользования илирасположен в границах земель общегопользования, территории общегопользования;

17) земельный участок изъят длягосударственных или муниципальныхнужд, за исключением земельных участков,изъятых для государственных илимуниципальных нужд в связи с признаниеммногоквартирного дома, который расположенна таком земельном участке, аварийными подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, законом предусмотрено17 оснований для отказа в утверждениисхемы расположения участка. Данныйперечень также может быть дополнензаконом соответствующего субъекта РФ,принятым не позднее 01.01.2016 г. (п. 29, 32 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 г. N171-ФЗ).

Кроме того, рассмотрение поданногопозднее заявления об утверждении схемырасположения земельного участкаприостанавливается в случае, если намомент поступления в уполномоченныйорган такого заявления на его рассмотрениинаходится представленная ранее другимлицом схема расположения земельногоучастка и местоположение земельныхучастков, образование которых предусмотреноэтими схемами, частично или полностьюсовпадает.

В случае отсутствия оснований для отказав утверждении Схемы или приостановлениярассмотрения заявления уполномоченныйорган готовит проект решения обутверждении Схемы.

Основания для отказа в утверждении схемы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

I. Общие положения

_________________________________________________________________________Документ с изменениями, внесеннымипостановлением администрации города Кирова от 15.02.2019 № 362-Ппостановлением администрации города Кирова от 17.04.2019 № 832-П_________________________________________________________________________ В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27.07.

Подробное описание схемы расположения земельного участка в 2019 году

(преамбула с изменениями, внесенными постановлением администрации города Кирова от 15.02.2019 № 362-П)1. Утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных на территории муниципального образования». Прилагается.(п.

1 с изменениями, внесенными постановлением администрации города Кирова от 15.02.2019 № 362-П)2. Признать утратившими силу:2.1. Постановление администрации города Кирова от 10.06.2015 № 2030-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных на территории муниципального образования «Город Киров».2.2.

Постановление администрации города Кирова от 14.04.2016 № 1117-п «О внесении изменений в постановление администрации города Кирова от 10.06.2015 № 2030-п».2.3. Постановление администрации города Кирова от 13.03.2017 № 873-п «О внесении изменений в постановление администрации города Кирова от 10.06.

Глава администрациигорода Кирова И.В.Шульгин

Утвержденпостановлением администрациигорода Кироваот 20 ноября 2018 года № 3022-П

1. Общие положения

Все основания отказа в утверждении схемы земельного участка изложены в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.

Обратите внимание.

Помимо оснований отказа в утверждении схемы существуют еще основания отказа в предварительном согласовании и в предоставлении земельного участка.

В этой статье будут рассмотрены только основания отказа в утверждении схемы.

Основания отказа в предварительном согласовании и предоставлении участков будут описаны в других материалах (если конечно данная статья будет востребована и наберет достаточно отзывов).

Нередко администрация, на территории которой расположен испрашеваевый земельный участок, с первого раза не принимают схемы земельных участков. Может потребоваться доработка документа. Не стоит переживать по этому поводу и спорить с ответственными сотрудниками. Следует уточнить, что именно не устраивает чиновников. Возможно, потребуется просто внести незначительные исправления в условные обозначения.

Отказ допускается, если:

  • документ не соответствует утвержденным требованиям приказа №762 Минэкономразвития;
  • границы образуемого надела пересекают границы иного участка, который уже числится на кадастровом учете;
  • границы создаваемого участка пересекаются с границами другого надела, схема расположения которого утверждена, и срок ее действия не истек;
  • образуемый надел не соответствует требованиям действующего законодательства;
  • границы участка противоречат проекту планировки площади либо землеустроительной документации;
  • ЗУ находится в области, где утвержден проект межевания территории. Мотивом для такого решения обычно является несоответствие участка, описанного в приложенной схеме, утвержденному проекту межевания и планировки. В таком случае получить землю в указанном месте в собственность или аренду будет очень проблематично. Единственным выходом является включение участка в проект.

— схема не соответствует утвержденным требованиям (самая частая причина)

-образуемый участок не соответствует требованиям ЗК (можно ознакомиться здесь)

-участок расположен в той области, где существует проект межевания территории (участки образуются только согласно этому документу)

Категория получателей

Услуга может быть предоставлена как самим заявителям, так и их представителям

Закон разделяет получателей услуги на несколько категорий. К ним относятся, как физические, так и юридические лица:

  • собственники, фактически владеющие землей, наделы которых не оформлены надлежащим образом и не включены в общий кадастровый план;
  • официальные владельцы объектов недвижимости, построенных на незарегистрированной должным образом земле;
  • владельцы участков, которые образовались в результате перераспределения земель их объединения, либо разделения;
  • претенденты на получение нового участка, который находится на балансе муниципалитета или государства;
  • владельцы, для которых установлены правовые предпосылки к изъятию их земли на нужды государства или органов местного самоуправления.

Выводы

Подробное описание схемы расположения земельного участка в 2019 году

Если вы уверены в своих силах и сможете точно указать координаты границ, то попробуйте составить схему самостоятельно. Скорее всего документ придется не раз подгонять под требования администрации, зато она будет бесплатной. Но когда нужны точные измерения и нет времени на самостоятельное оформление — рекомендую обращаться к лицензированному кадастровому инженеру.

ВАЖНО!

Основным документом, подтверждающим права на земельный участок, является выписка из ЕГРН А как быть, если принадлежащий Вам по документам участок не значится в государственном кадастре? Еме не присвоен кадастровый номер и он не является даже ранее учтенным. Или вы хотите «прирезать» к своему участку часть муниципальной земли.

А может просто хотите купить участок, принадлежащий местному муниципалитету, который еще не значится в земельном кадастре. Для того, чтобы оформить свои права на него, нужно сначала сформировать границы и поставить его на кадастровый учет. Вот здесь как раз и понадобится схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Что это за документ?

  • заявление с просьбой поставить участок на кадастровый учет;
  • личный паспорт заявителя и его копия;
  • подготовленная схема надела.

Если гражданин фактически уже владеет участком, или является собственником прилегающего к его границам надела, необходимо предоставить документы, доказывающие законность обладания землей. К ним относятся:

  • выписки из ЕГРП;
  • основания получения участка, если он не числится в базе госреестре (договора купли-продажи, дарения, наследования, аренды и т.д.);
  • правоустанавливающие документы и их копии (ордера, справки о выделении земли и т.д.).

Если утверждением земли занимается представитель, то ему потребуется доверенность на ведение такой деятельности и документы, подтверждающие его личность.

постановка участка на кадастровый учет

Таким образом, чтобы оформить участок, который является муниципальной собственностью, следует:

  • определить его границы;
  • составить схему надела, соответствующую законодательным требованиям;
  • собрать необходимые документы;
  • составить заявление об утверждении схемы расположения земельного участка;
  • подать прошение о внесении вновь образованного надела в кадастровую базу;
  • получить решение исполнительных органов;
  • в случае отказа, исправить ошибки и повторить все действия заново, обжаловать решение в суде, либо выбрать для себя другой муниципальный участок и провести процедуру в отношении него.

После включения надела в Кадастр и базу ЕГРП разрешено проводить с ним необходимые действия. Его можно зарегистрировать в собственность, приобрести или продать, взять/сдать в аренду, подарить или передать по наследству. Каждую из этих операций следует осуществлять с участием органов Росреестра.

21 мая 2019      Валерия Г.     58      

После составления Схемы заинтересованноелицо обращается в уполномоченный органс заявлением об ее утверждении. Вуказанном заявлении подлежит указаниютакже цель использования участка (подп.2 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).

В случае если подготовка Схемы не можетосуществляться заявителем, то заявлениеоб утверждении схемы расположенияземельного участка служит основаниемдля разработки органом местногосамоуправления такой схемы и принятиярешения об ее утверждении.

Заявление об утверждении Схемы можетбыть подано лично или посредствомпочтовой связи на бумажном носителелибо в форме электронных документов сиспользованием информационно-телекоммуникационнойсети «Интернет». Порядок направлениязаявлений в электронном виде установленПриказом Минэкономразвития России от14.01.2015 г.

Утвержденный проект планировки территории, так же как и все нормативные акты, является публичным документом, который должен быть размещен на сайте администрации.

Подробное описание схемы расположения земельного участка в 2019 году

Утвержденный проект состоит из чертежей, карт и описания.

Данный документ определяет, где проходят красные линии, где планируется размещение объектов капитального строительства, устанавливает границы территорий объектов культурного наследия, схему границ зон с особыми условиями использования и другие параметры.

Если вы готовите схему для получения участка под ИЖС, и выбранный участок находится близко к деловым и общественным центрам населенного пункта, выходит границей на проезжую часть, то целесообразно изучить проект планировки, чтобы как минимум не пересекать красные линии.

В маленьких населенных пунктах  проект планировки вообще может отсутствовать, что соответственно исключает его нарушение при составлении схемы.

Начнем с определения: что такое землеустройство?

Землеустройство – это мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства,  и т.д.

Полное определение землеустройства см. в статье 1закона  «О землеустройстве» от 18.06.2001 N 78-ФЗ.

Из определения следует, что землеустройство это мероприятия, то есть действия властей.

Землеустроительная документация – это документы, полученные в результате проведения землеустройства.

Иными словами, землеустроительная документация это любой документ власти, полученный в результате вышеперечисленных мероприятий.

Приведем примеры землеустроительной документации:

  • генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации,
  • схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации,
  • схема землеустройства муниципальных образований,
  • схемы использования и охраны земель;
  • карты (планы) объектов землеустройства;
  • проекты внутрихозяйственного землеустройства;
  • проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;
  • материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;
  • тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Вышеуказанный перечень является открытым, потому что местные и региональные власти могут вводить свои виды землеустроительной документации.

Для начала нужно выяснить: какая в принципе землеустроительная документация действует в вашем населенном пункте.

Напомню, что примеры, в первую очередь  заточены для получения земли под ИЖС.

Как найти землеустроительную документацию?

На сайте администрации найдите поле «Поиск по сайту» и поочередно вводите виды документов.

Например: схема землеустройства; карта объектов землеустройства; материалы почвенных обследований и т.д.

Если поиска по сайту нет, то вводите название документов в любой поисковик, добавляя название населенного пункта.

Затем, просмотрите найденные документы чтобы выяснить: насколько они относятся к территории, на которой вы хотите составить схему участка.

Примечание.

Материалы почвенных, геоботанических и других обследований, а также оценки качества земель помогут не ошибиться с выбором участка.

Поэтому потратить полдня на выявление землеустроительной документации на сайте администрации, не большая цена за выбор участка с качественными почвами.

Особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

Особо охраняемые природные территории изымаются решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования.

Для этих территорий устанавливается режим особой охраны.

межевой план земельного участка

На сайтах местных администраций, в которых чиновники дружат с мозгами, есть специальные разделы по земельным вопросам.

В этих разделах, как правило, публикуются Правила землепользования и застройки, Положения об особо охраняемых природных территориях, проекты планировки территории, землеустроительная и другая документация.

Беглое прочтение данных документов позволяет определить, насколько документы относятся к той территории, где вы собрались получить участок.

Если никаких ограничивающих фактов вы не установили, то можно смело делать схему, соблюдая, в первую очередь, Правила землепользования и застройки.

Подготовка схемы расположения участка на кадастровом плане является одним из действий, предназначенных для формирования такого земельного участка, с которым можно будет совершать абсолютно законные юридически значимые действия.

Именно по этой причине при формировании пакета документов, предоставляемых кадастровому инженеру, необходимо будет обратить особое внимание на те документы, которые смогут подтвердить законность подачи заявки на составление схемы.

К таким документам будут относиться:

  • Кадастровый паспорт ранее существовавших участков или новообразованного участка, если он был поставлен на кадастровый учёт. При этом, в таком паспорте обязательно должен содержаться кадастровый номер участка (если он прошёл процедуру первичной регистрации с присвоением такого номера в органах Росреестра);
  • Постановление или Решение руководителя уполномоченного органа о выделении или образовании земельного участка;
  • Документы, которые смогут подтвердить личность заказчика (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заказчика);
  • Все имеющиеся документы на преобразуемый участок, если он был оформлен на праве собственности или праве владения и имеет соответствующее документальное подтверждение своего статуса (например, свидетельство о праве собственности и т.д.);
  • Документы, подтверждающие составление ранее кадастровых планов или схем расположения участка или его границ.
Подробное описание схемы расположения земельного участка в 2019 году

В том случае, если по каким-то причинам будет установлено нарушение в поданных документах, кадастровый инженер вправе вернуть заявление заказчику с указанием причин отказа.

получение документов в госорганах

С 1 марта 2015 года вступил в силу 171-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»(статья 11.10) и приказ от 27 ноября 2019 г. N 762, которые и регламентируют оформление и содержание схемы земельного участка.

Сроки рассмотрения

  • природоохранных зон;
  • заповедников;
  • лесопарков;
  • земель обороны и безопасности лесничества.

Подобный план согласования не всегда необходим. Тогда срок принятия решения зависит от региона, где будет проводиться утверждение. В части субъектов РФ на принятие схемы специалистам отводится до 5 дней. В отдельных регионах срок значительно дольше и может доходить до месяца. Исчисление производится с момента подачи заявления.

Кто подготавливает схему земельного участка?

1. Подготовка администрацией. 

«Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа, кроме случаев, когда она готовится в целях образования земельного участка для предоставления без проведения торгов» — выдержка из приказа N 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка….».

Чтобы было понятно- в электронной форме этот документ подготавливается для межведомственного взаимодействия органа, выделяющего землю и Росреестра. Это делается для того, чтобы в течение 2 лет (или до регистрации права) на месте выделенного участка не образовался какой- нибудь другой участок. Если администрация требует электронный документ с заявителя- она нарушает закон.

2. Подготовка самостоятельно. Как прописано в вышеупомянутом Законе — схему может составить любой гражданин/юрлицо. Ведь там не ставятся никакие подписи и печати (хотя некоторые администрации на этом настаивают). Главное условие- соблюдение всех норм оформления и точности определения координат границы земельного участка (0.01 м).

Вроде бы администрации и выгодно продавать участки, но самоделки они принимают неохотно- часто предлагают «правильных» кадастровых инженеров, -«которые все оформят без проблем» (но втридорога). Также хочется предостеречь Вас от подготовки схемы «на глазок» с применением линеек, циркулей и тому подобных приборчиков- требуемую точность координат (0.01 м) и площади (особенно непрямоугольных участков) без применения программных продуктов Вы не сможете получить.

Еще возникает большая проблема определения местоположения земельного участка, если на кадастровой карте вблизи участка нет никаких границ. «Привязать» участок в таком случае будет очень проблематично.

3. Подготовка кадастровым инженером. Соответственно, заинтересованное в образовании земельного участка лицо может обратиться к кадастровому инженеру для подготовки схемы расположения ЗУ на КПТ.

Существует 2 варианта подготовки- с выездом специалиста или без- опираясь на пожелания заказчика и кадастровую информацию.

2. Без выезда. Если местоположение участка можно определить камерально (по кадастровой карте) и администрация района не требует топоплан— стоимость услуг, конечно, будет гораздо меньше, как и сроки изготовления (об этом ниже).

Результат обращения

По истечении срока, отведенного на принятие решения, заявителю придет положительный или отрицательный ответ. Оба они оформляются письменно. При утверждении плана участка, полученный ответ должен содержать согласованные данные о:

  • площади надела;
  • номере участка, присвоенного ему в общей кадастровой базе;
  • размещении надела на кадастровой карте;
  • зафиксированных границах территории;
  • категории и разрешенном использовании земли;
  • существующих на наделе постройках.

Пошаговая инструкция получения схемы расположения ЗУ

Получение данного документа связано с заинтересованностью правообладателя участка, которым может быть как физическое, так и юридическое лицо. Чтобы подробно ответить на вопрос как сделать схему расположения земельного участка на кадастровом плане узнаем про основания для подготовки плана.

  1. заявление, поданное заинтересованным лицом;
  2. правоспособность заявителя;
  3. правоспособность земельного участка.

как забрать документы на дом

Правоспособность подтверждается документально и требует доказательства права владения участком и правомочий на заявленные действия.

К заявлению на получение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане-карте территории прилагается пакет документов. В их числе:

  1. гражданский паспорт заявителя;
  2. свидетельство о собственности;
  3. при отсутствии свидетельства – справка (акт) о выделе ЗУ;
  4. кадастровый паспорт ЗУ;
  5. кадастровая выписка об отсутствии строений;
  6. при наличии строений – справка из БТИ.

Документ подготавливает и удостоверяет кадастровый инженер, обратиться за услугами которого можно:

  • в частной геодезической компании;
  • в многофункциональном центре (МФЦ).

Обратившись в обозначенные уполномоченные инстанции, следует подать заявку и приложить копии, удостоверяющие владение участком и отражающие его основные характеристики.

После сопоставления кадастровых записей с полученными, в процессе геодезической съёмки, данными, составляется официальный документ, соответствующий целям запроса при заказе услуг межевания.

Кроме координат межевых границ, при подготовке учитываются:

  1. окружающий контекст;
  2. капитальные строения на участке и за его пределами;
  3. инженерные коммуникации;
  4. линии транспортных сообщений, проходящие поблизости от ЗУ.
  1. Предварительное планирование на основании полученной из Росреестра выписки. Составление технического задания.
  2. Геодезическая съёмка. Анализ полученных сведений и их сопоставление с учётными данными, указанными в выписке.
  3. Камеральные работы. На основании полученных сведений составление схемы расположения ЗУ в окружающем контексте, с выделением границ. Подготовка отчёта и сопроводительной документации.

Каждый этап имеет существенное значение для получения и трансляции достоверных сведений, формирующих межевое дело. Основой пакета документации межевого дела является план-схема с приложениями в виде табличных форм и пояснительных записок, раскрывающих специфику характеристик участка.

Сроки выдачи

Подготовка документа составляет от двух недель до одного месяца. Если в компании установлена очередь – сроки увеличиваются. Они указываются в договоре оказания услуг и требуют соблюдения.

Стоимость работ

нормативные акты

При реорганизации участков требуется перерегистрация права собственности, которая требует оплаты государственной пошлины в Росреестре. В этом случае физические лица уплачивают пошлину в размере 2 тысячи рублей. а юридические лица – 22 тысячи.

Иногда допускается отказ в подготовке обозначенной документации и проведения процедуры межевания.

  • С заявкой о подготовке документации или её регистрации, обратилось ненадлежащее лицо, не являющееся правообладателем земель.
  • Пакет документации не включает в себя всей требующейся документации.
  • Один из документов (несколько) имеет неправоспособный вид – подвергся порче, истрепался и т.п. При условии, что сделанная в нём запись размыта, стёрта или уничтожена иным образом.
  • У регистратора МФЦ или кадастрового инженера возникли сомнения в подлинности документа (нескольких документов).
  • Выявлена кадастровая ошибка, в виде несоответствия учётных сведений реальному положению дел Подробнее о наложении границ читайте здесь.
  • Иные недочёты.

Кадастровый инженер поясняет проблему, в соответствии с которой требуется привести документацию на участок в правоспособный вид. На основании данной консультации требуется восстановить порядок правоспособности и подать документацию вновь. Если притязания представителя геодезической компании неправомерны – целесообразно найти другого исполнителя работ.

Если выявлена кадастровая ошибка, заключающаяся в несовпадении сведений из Росреестра с полученными геодезическими данными – следует подать запрос о её исправлении. Запрос подаётся в администрацию отделения ГКН. После его рассмотрения выдаётся мотивированная выписка из решения, в которой указывается алгоритм действия для исправления или отказ.

Подготовка схемы расположения границ земельного участка в земельном массиве является базовым действием создания нормативной документальной основы, обеспечивающей имущественные гарантии обладателя надела.

Еще больше полезной информации о межевании читайте в нашем разделе.

Закон не обязывает каждого собственника земли утверждать схему своего участка

Закон не обязывает каждого собственника земли утверждать схему своего участка. Обратиться за утверждением схемы придется, если:

  • принадлежащая владельцу земля не числится в кадастровом реестре, при этом с ней предстоит какая-либо юридическая сделка;
  • собственник участка желает «прирезать» к существующему наделу дополнительную площадь;
  • гражданин намерен купить выбранный участок из закромов муниципальной собственности, при этом в кадастре надел на момент покупки не зафиксирован.
  • выделенный участок пересекает «чужие» границы;
  • надел уже учтен в плане межевания квартала;
  • территория, на которой расположен участок, муниципалитетом уже распланирована;
  • схема вступает в конфликт с существующими в Росреестре землеустроительными документами;
  • нарушены условия выделения участка;
  • имеются претензии к форме составления схемы.

Большинство отказов грозит тем, кто только планирует приобрести участок от государства. Чаще всего причиной отказа для желающих присоединить дополнительную землю к уже существующему наделу является:

  • превышение или недостаток площади участка, которую по закону может предоставить регион;
  • неверное определение границ надела, когда они выходят за пределы населенного пункта/муниципального образования, на территории которого находится большая часть участка;
  • несоответствие категории земель разрешенному использованию зданий, которые уже существуют на участке;
  • границы надела определены нерационально;
  • желание администрации сформировать на выбранной земле полноценный земельный надел для последующей продажи или использования по интересующему муниципалитет назначению.

Если отказ по мнению заявителя не является правомерным, закон позволяет обжаловать решение как в Росреестре, так и в судебном порядке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про юриспруденцию