Изъятие земельных участков ввиду их ненадлежащего использования (не по назначению, нецелевое)

Процедура изъятия земельного участка за неиспользование

Вышеописанные нормативно-правовые акты, в частности, глава VII.1 ЗК, определяют последовательность мероприятий, совершаемых уполномоченным органом в целях истребования земельного участка. Примерный порядок действий выглядит следующим образом:

  1. Получение ходатайства о необходимости истребования территорий.
  2. Выявление правообладателей, чьи наделы подлежат изъятию в интересах государства или муниципалитета.
  3. Принятие полномочным органом решения об истребовании.
  4. Уведомление правообладателей о принятом решении.
  5. Проведение переговоров с собственниками, обсуждение условий соглашения об изъятии.
  6. Проведение оценки собственности, определение объема, в котором будут возмещаться убытки при изъятии земельных участков.
  7. Заключение соглашения либо подача иска в суд в случае отказа правообладателя от подписания соглашения.
  8. Регистрация перехода прав в государственную/региональную/муниципальную собственность.

На наиболее значимых этапах предлагаем остановиться подробнее.

Первый шаг уполномоченного органа – отправка запроса в ЕГРН. Если данных о правообладателях в реестре нет, ст. 56.5 ЗК требует, чтобы не менее чем за 2 месяца до рассмотрения вопроса уполномоченный госорган:

  • запросил необходимую информацию в архивах;
  • опубликовал сообщение о предполагаемом изъятии в порядке, предусмотренном для опубликования местных нормативных актов;
  • разместил сообщение о предполагаемом изъятии на сайте муниципалитета;
  • поместил соответствующее сообщение на информационном щите в пределах населенного пункта, в котором расположена земля.

После этого, в соответствии с п. 8 ст. 56.5 ЗК, у собственников или иных правообладателей, не указанных в ЕГРН, есть 60 дней для того, чтоб заявить права на изымаемые участки, подав соответствующее заявление и пакет документов, подтверждающих такие права.

Если правообладатель не будет выявлен, уполномоченный орган обратится в суд с целью признания права собственности государства/субъекта/муниципалитета на земли, подлежащие истребованию, независимо от того, считались ли они ранее бесхозными.

Аналогичные действия предпринимаются в случаях, когда правообладатели выявлены, но доказать свои права на землю не могут.

После выявления владельца и утверждения постановления об истребовании, госорган инициирует уведомление собственника земельного участка об изъятии недвижимости.

Как гласит с п. 10 ст. 56.6 ЗК, решение должно быть направлено владельцу земли рекомендованным почтовым отправлением.

Если на территориях, подлежащих истребованию, расположены жилые строения, уведомление следует направить также по их адресам.

Изъятие земельных участков ввиду их ненадлежащего использования (не по назначению, нецелевое)

Если правообладатель не оставил других контактных данных кроме email, постановление об изъятии участка направляется по электронной почте.

Считается, что владелец надела уведомлен об изъятии:

  • со дня получения по почте копии решения госоргана об истребовании земли;
  • со дня возврата неполученного рекомендованного письма, направленного правообладателю;
  • со дня отправки сообщения по email;
  • со дня обнародования принятого решения, если контактных данных владельца нет.

Истребование земельных наделов, независимо от целей их изъятия, негативно отражается на правах владельцев или пользователей. Чтобы учесть интересы правообладателей, в соответствии со ст. 281 ГК, им следует возместить убытки.

Компенсация при изъятии земельного участка для госнужд назначается с учетом:

  • рыночной стоимости объекта;
  • прекращаемого права собственности и иных прав, утраченных с истребованием земли;
  • убытков, которые понесет владелец надела.

Если на участке расположены жилые здания или иные объекты, подлежащие истребованию, в размер возмещения включается их стоимость.

Собственнику могут также предложить рассмотреть вариант предоставления равноценного земельного участка. Все предложения вносятся в перечень условий соглашения с собственником, что является гарантией соблюдения его прав.

В соответствии со ст. 56.8 ЗК, размер возмещения формируется в соответствии с положениями ФЗ № 135 от 29.07.1998. Оценку земли должен производить оценщик/организации оценщиков, которые определят ее стоимость исходя из:

  • стоимости идентичных объектов на рынке;
  • наличия на участке объектов недвижимости;
  • преимуществ и недостатков конкретного земельного участка.

По результатам оценки специалист составит подробный отчет с описанием алгоритма определения стоимости и ее итоговой величины, с указанием, на какую дату оценивается земля при изъятии, а также иными значимыми аспектами. При прерывании права собственности правообладателей датой оценки считается день перед принятием решения.

Изъятие земельных участков ввиду их ненадлежащего использования (не по назначению, нецелевое)

Ключевой фактор возмещения – стоимость участка – будет учитываться в несколько ином формате, если правообладатели не являются владельцами. Цена земли для таких лиц будет определяться, как:

  • цена аренды за срок не более 9 лет – при прерывании бессрочного пользования;
  • цена за оставшийся срок аренды, если в результате изъятия прекращается договор аренды;
  • полная цена участка – при прерывании бессрочного владения.

Если в результате истребования участка правообладатель несет убытки, в том числе в силу невозможности исполнения взятых на себя возмездных оплачиваемых обязательств, производится расчет упущенной выгоды при изъятии земельного участка.

Собственник должен представить оценщику документы, доказывающие порождение таких обязательств, а тот учтет данные обстоятельства при расчете суммы возмещения. При  расчете компенсации не учитываются:

  • объекты недвижимости, построенные в нарушение правил пользования, в том числе арендных условий;
  • объекты, построенные на земле после уведомления владельца о принятом решении об изъятии, кроме случаев, когда строительство было ранее согласовано;
  • сделки и иные обязательства, оформленные владельцем после получения постановления об истребовании земли, если они увеличивают размер  убытков, подлежащих компенсированию.

В соответствии со ст. 56.7 ЗК, обязанности по разработке соглашения об истребовании земли возложены на лицо, ходатайствующее об изъятии, а также на орган, ответственный за принятие этого решения.

В этих целях заинтересованная организация должна обсудить с владельцем земли условия, которые будут внесены в соглашение. Собственники, в свою очередь, обязаны предоставить доступ к земельным наделам для разработки кадастровой документации и проведения оценочных мероприятий.

Соглашение, в силу положений ст. 56.9 ЗК, должно содержать:

  • наименование и реквизиты сторон;
  • реквизиты изымаемой территории;
  • цели, преследуемые изъятием;
  • реквизиты принятого госорганом решения;
  • прекращающиеся права правообладателей;
  • сроки передачи земли;
  • условия и порядок выплаты компенсации;
  • перечисление объектов недвижимости, размещенных на территории, и так далее.

В каждом регионе может разрабатываться собственное типовое соглашение. Примерный образец соглашения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд.

Это, однако, не исключает возможности обжаловать такие решения, если правообладатели считают их незаконными. В этом случае подается апелляционная, а затем и кассационная жалоба.

Изъятие земельных участков ввиду их ненадлежащего использования (не по назначению, нецелевое)

Итоговый результат зависит от обоснованности требований об изъятии. В любом случае перспективы возможности сохранения надела целесообразно оценивать еще на этапе переговоров с заинтересованными организациями.

  • выдается документ, где содержится решение государственного органа о проведении реквизиции;
  • устанавливают форму или размер компенсационной выплаты;
  • если человек не согласен с принятым решением относительно компенсации – акт оспаривается в судебном порядке.
  • взыскание накладывается на землю по причине установления обязательств;
  • изымают наделы, которые согласно законам не могут принадлежать частным лицам на праве собственника;
  • национализация, конфискация или реквизиция наделов;
  • выделяется доля в совместном владении с выплатой компенсации в денежной форме (связано с тем, что долю в натуре выделить нельзя);
  • участки выкупаются для муниципальных или госпотребностей;
  • надел используется с нарушением правил, установленных законодателем.

Положения решения об конфискации

Отчуждение наделов может осуществляться разными способами. В качестве одного из них выступает выкуп земельных участков.

При осуществлении операций с наделами должны учитываться интересы общества и отдельного гражданина (владельца). Уполномоченные органы не могут отчуждать наделы, нарушая права землепользователей.

Исполнением международных обязательств РФ. Размещением объектов федерального и местного значения при отсутствии иных вариантов.

Обязаны ли власти присылать информацию о принятых решениях (наложение штрафа и т.д.) по месту регистрации собственника?

Или могут ограничиться местом нахождения собственности? У меня есть дом с участком (на бумаге – по факту, дом практически развалился, землей никто не занимается), вот думаю, не вынесли ли какое-нибудь предписание.

Налоги я плачу, уведомление приходит по месту регистрации.

Про данный закон я узнала, прочитав эту статью. Сейчас стала переживать, что участок у меня уже изъяли. Могло ли это произойти без моего ведома?

Наша компания специализируется на устранении юридических последствий неиспользования земельного участка по целевому назначению .

У данного понятия есть особые признаки, по которым его определяют.

Все они сводятся к тому, что территория, полученная для реализации определенных действий, простаивает или теряет свои свойства.

Зачастую земли сельскохозяйственного назначения не эксплуатируются, либо на них сваливают мусор, ухудшая плодородие почвы. В соответствии с положениями Земельного кодекса, за подобные нарушения участок могут изъять.

Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

Процедура изъятия земельного участка

Если собственник не согласен с ценой, вопрос решается в суде. 5. Изъятие земли у владельца ввиду его ненадлежащего использования Речь идет о изъятии земли у владельца в том случае, когда участок используется с нарушением действующего законодательства (ст.ст. 284, 285 ГК РФ) или не используется по назначению. В федеральном законе № 101-ФЗ от 24 июля 2002 года п.1.ст.

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной [Эту информацию могут видеть только зарегистрированные пользователи ФорумЮристов.ру.

] земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1.

настоящей статьи,- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. 1.1.

Гектары под урожай

Изъятие земельных участков ввиду их ненадлежащего использования (не по назначению, нецелевое)

В июле 2016 года законодательно упростили порядок изъятия земельных участков, если они не используются или используются с нарушением законодательства. Министерство сельского хозяйства представило данные, что с начала реализации нормы в оборот вернули более 120 тысяч гектаров земель сельхозназначения. В целом в прошлом году посевная площадь в стране впервые за последние 15 лет превысила 80 миллионов гектаров.

Интерес потенциальных инвесторов к заброшенным сельхозземлям можно было бы привлечь за счет снижения стоимости таких участков при проведении торгов. «Сэкономленные деньги могут быть направлены, в частности, на проведение других действий: мелиорацию, подготовку земель к использованию», — считает Дмитрий Медведев.

Покупая участок или приобретая право распоряжения им иным образом, землепользователю следует понимать, что он передаётся ему в ведение исключительно на условиях добросовестного распоряжения, что предусматривает систематическую и своевременную обработку участка.

Стоит учесть, что процедура расторжения договора, если стороны не достигли совместного согласия, допускается только после попытки согласования претензий сторонами. Если на этом этапе стороны достигнут договорённостей, то составляется соглашение о расторжении и надел возвращается к арендодателю. При возникновении конфликта сторон, вопрос разрешается в судебном порядке.

Также установлена административная ответственность за неиспользование сельскохозяйственного участка по целевому назначению в течение года с момента возникновения права собственности на него, если он приобретен по результатам торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением или если в отношении участка имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением в течение установленного срока.

Изъятие земельных участков ввиду их ненадлежащего использования (не по назначению, нецелевое)

Рекомендуем прочесть:  Что происходит с ипотекой при разводе

Также предусмотрены правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о невозможности регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельхозназначения или его обременения, пока не завершится рассмотрение дела о его изъятии.

Такая запись вносится на основании заявления уполномоченного исполнительного органа государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, а также материалов, подтверждающих неустранение правонарушений, связанных с неиспользованием такого земельного участка.

На внесение записи отведено не более пяти рабочих дней со дня приема Росреестром соответствующего заявления.

После июля 2018 года планируется изымать земельные участки. Оснований для изъятия земли немного. Во-первых, если Вы приобрели земельный участок под определённую цель, но не использовали его по целевому назначению на протяжении трёх лет, то по суду Вас могут его лишить.

Во-вторых, изъять землю из Вашей собственности могут, если в процессе её эксплуатации Вы нанесли серьёзный ущерб плодородию почв или ухудшили экологическую обстановку.

Данные изменения противоречивы. С одной стороны, собственники, допустившие нарушения, должны понести ответственность, с другой, нововведения представляют собой плодородную почву для коррупции и произвола местных органов. Многие владельцы земельных участков стараются успеть устранить нарушения, зарегистрировать постройки, определить границы участков до июля 2018 года, чтобы избежать для себя негативных последствий.

Как сказал Медведев на совещании по совершенствованию законодательства в сфере землепользования, в прошлом году впервые за 15 лет посевная площадь в России превысила 80 миллионов гектаров. «Но наша задача — и дальше сокращать площадь неиспользуемых земель. В первую очередь за счет применения эффективного легального, конечно, отлаженного механизма изъятия», — сказал Медведев.

На сегодняшний день тема изъятия наделов у владельцев, которые не эксплуатируют участки надлежащим образом, весьма актуальна, хотя действие законодательных положений, разрешающих изъятие земель, началось еще в 2010 году. Является ли это поводом для беспокойства землевладельцев?

Владельцы любых земельных участков по общему правилу наделяются как правами, так и обязанностями, которые предусматривает Земельный кодекс РФ. Согласно статье 42 указанного кодекса, собственники землевладений с любыми целевыми категориями должны эксплуатировать их с учетом установленного законодателем назначения.

При несоблюдении предписаний, установленных федеральным земельным законодательством, местной администрации предоставляется право на изъятие надела. При этом утратить имущество может как землепользователь, так и землевладелец.

Исходя из конкретных обстоятельств изъятия землевладения, указанная процедура инициируется федеральными или муниципальными органами власти. Иногда допускается ускоренное изъятие, не требующее рассмотрения в судебном заседании.

В целях обнаружения совершаемых нарушений в сфере землепользования, Федеральной кадастровой службой и ее территориальными подразделениями проводятся плановые и внеплановые административные обследования участков земли. В последнее время для этого все чаще используется современная техника, при помощи которой проводятся различные мероприятия, например, аэрофотосъемка.

По итогам процедуры происходит подготовка соответствующего акта. При обнаружении нарушений, компетентным органом выдается предписание для владельца об их устранении. В то же время, гражданин привлекается к административной ответственности в виде штрафа за нарушение правил пользования землей, который составляет 0,3 ; 0,5% от оценки надела по кадастру, при этом его минимальный размер равен 3000 рублей.

Когда устранение нарушения, сроки которого зафиксированы актом (как правило, для этого отводится месяц), так и не произошло, соответствующие государственные либо муниципальные органы повторно назначают штраф.

В таких случаях, он может составить от 10000 до 20000 рублей. Если после обозначенной процедуры предписания закона так и не исполнены, работниками службы по земельному надзору направляется обращение к Правительству РФ, которое правомочно передать дело в судебную инстанцию для последующего изъятия и отчуждения надела посредством публичных торгов.

Когда власти могут изъять земельный участок

В целом, процедура изъятия происходит в таком порядке:

  • уполномоченным органом, осуществляющим государственный земельный контроль, производится проверка участков, оформленных в собственность либо предоставленных для ведения сельского хозяйства, ИЖС и тому подобное;
  • по итогам проверки гражданину, который не эксплуатирует землевладение должным образом, выносится предписание, с указанием необходимости устранения нарушений и уплаты предусмотренного законодателем штрафа;
  • по окончании временного интервала, отведенного соответствующим предписанием, происходит еще одна проверка. В случае неисполнения нарушителем предъявленных требований, местными органами власти подготавливается и подается судебный иск;
  • при удовлетворении судом заявленных в исковом заявлении требований, надел изымают у безответственного лица и продают на публичных торгах.

Изъятие земельного участка у собственника ввиду его ненадлежащего использования.

Об изъятии земельного участка у собственника читайте тут.

В десятидневный срок с того момента, когда решение суда об изъятии надела вступило в законную силу, исполнительными органами подается обращение в отделение Росреестра, с целью регистрации прекращения права на недвижимость. Помимо сказанного, в течение семи дней, об этом извещается налоговая служба.

В течение полугода с того момента, как судебное решение о реквизиции вступило в законную силу, местными властями организуется проведение кадастровых работ (если это необходимо) и публичных торгов. Если торги признают несостоявшимися, участок в двухмесячный период может получить государство или муниципальное образование (за начальную цену).

Помните, что если вы не согласны с решением, предусматривающим изъятие земли, уполномоченным органам предоставляется право на обращение в судебную инстанцию о принудительном отчуждении участка.

Изъятие земельного участка властями

Ввиду того, что процесс сбора требуемой документации для изъятия надела является довольно непростым и продолжительным, принудительное отчуждение землевладений происходит нечасто. При этом, законодательством совершенствуется существующая нормативная база, а данные практики свидетельствуют о необходимости указанной процедуры.

Согласно статье 284 Гражданского кодекса РФ, принадлежащую по праву собственности землю могут изъять в том случае, если вы не используете ее более трех лет, либо используете недолжным образом (нарушая правила о целевом использовании, совершая действия, порождающие понижение уровня экологии и прочие негативные последствия).

  • Орган, который обладает правомочием по осуществлению надзора за порядком использования земель, организует и проводит проверку, которая направлена на выявление фактов неиспользования или использование не по назначению участков земли, которые переданы в собственность физическим лицам, в сельскохозяйственных нуждах;
  • В результате проведения проверки собственник, который не использует участок земли или использует его, но не в соответствии с категорией разрешенного использования, получает требование об устранении нарушений и уплате штрафа;
  • После истечения срока, указанного для устранения выявленного нарушения, орган осуществляет проведение повторной проверки. Когда выявлен факт повторного нарушения, то уполномоченный орган получает право обратиться в судебную инстанцию с исковым требованием;
  • При наличии положительного судебного решения участок земли подлежит изъятию у собственника и реализации в установленном порядке, то есть посредством проведения торгов.
  • отчуждение для государственных и муниципальных нужд. Это может быть:
    • необходимость исполнения обязательств, по заключенному Российской Федерацией международному договору;
    • постройка либо произведение реконструкции объектов, несущих федеральное, региональное и местное значение;
    • исполнение определенных работ для пользования недрами земли;
    • прочие виды деятельности, предусмотренные российскими правовыми актами;
  • использование земельного участка происходит не в соответствии с его назначением, либо объект вообще не эксплуатируется;
  • совершение действий, противоречащих положениям земельного законодательства;
  • чрезвычайные обстоятельства, для устранения которых необходим конкретный надел земли;
  • совершение землевладельцем преступления.
  • Участок предназначен для строительства или ведения сельского хозяйства, но в течение 3-х лет она никак не используется или используется не по назначению.
  • Если использование земли происходит с нарушением законодательства, например, если из-за неправильного использования, земля теряет свою плодородность, или ухудшается окружающая экология.
  • Предупреждения для собственника земли о каких-либо нарушениях.
  • Меры по принятию решения органами местного самоуправления или органов гос. власти об изъятии земли.
  • Продажа, собственно, участка. Когда собственник будет согласен продать землю и осведомит об этом соответствующий орган, то земля будет продана сразу же.

Изъятие земель сельхозназначения при неиспользовании

Гектары под урожай

С 1 марта 2012 года возобновилось действие Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 года № 87 «О некоторых мерах по сокращению не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач».

А в августе 2014 года в очередной раз были внесены изменения в Указ № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» от 27 декабря 2007 года.

Согласно внесенным изменениям, в 2015 году было усилено внимание государства к порядку использования земельных участков и закреплен срок осуществления индивидуального строительства в течение 3 лет с момента приобретения участка. В связи с чем были ужесточены меры по изъятию участков, которые обнаруживают нецелевое использование земли.

Однако вы можете отсрочить момент изъятия земли на 2 года, если предоставите документы об уважительных причинах, препятствующих завершению строительства, в исполком. Еще одной отсрочкой может стать консервация земельного участка по согласованию с исполкомом на срок не более 3 лет. Важно помнить, что эти меры могут производиться только один раз. Если по истечению этих суммарных 8 лет вам так и не удалось возвести дом, участок будет изъят.

Сейчас большое количество купленных на перспективу участков находятся либо в состоянии законсервированного строительства, либо вовсе в запущении. Изменения в Указе № 667 призваны исправить эту ситуацию. Кроме того, все земельные участки теперь будут приобретаться в рамках аукционов, а не предоставляться садоводческими хозяйствами на безвозмездной основе, как это было раньше.

В соответствии с законодательством, после приобретения земельного участка, как мы уже говорили выше, он может находится в законсервированном состоянии не более 3 лет. По истечении этого срока на участке должен быть возведен обязательный минимум: фундамент, стены и крыша. Если эта постройка отсутствует, исполкомы будут производить ее оценку с последующим изъятием участка и выставлением его на аукцион.

Конечно, оценка таких участков существенно ниже суммы средств, затраченных на строительство и приобретение этой земли.

Если перед вами сейчас остро стоит проблема возможного изъятия земельного участка, постарайтесь оперативно начать строительство. Тем более, что строить деревянный дом именно сейчас намного выгоднее, чем в прошлом году, так как цена сметы сократилась на 30-40% в валютном эквиваленте. Наши специалисты расписали все выгоды строительства в этом сезоне, а вам осталось только принять их к сведению и сэкономить. Подробности читайте тут.

Кроме того, в связи с кризисом строительство дома сейчас оказывается более выигрышным вариантом, чем покупка квартиры. Не можете в это поверить? Тогда ознакомьтесь с детальными сравнительными подсчетами смет от наших специалистов в этом материале.

Еще одним из вариантов решения щепетильного вопроса по изъятию участка может быть его продажа вместе с незаконченным строением. Но новый хозяин должен понимать, что срок легального консервирования участка при этом не продлевается и для возведения крыши над недостроенным домом у него тоже остается всего пару месяцев.

Ужесточение контроля за целевым использованием земельных участков со стороны местных исполнительных органов приведет к учащению случаев изъятия участков. Такие действия приведут к расширению предложения на земельных аукционах и соответственно снижению стоимости участков на 30-40% по сравнению с предыдущим годом.

Знание законодательства и своевременное принятие легальных мер по предотвращению изъятия земельного участка сохранят ваши деньги, недвижимость и хорошее расположение духа.

P. S. Обращаем ваше внимание, что за всей детальной информацией по срокам и условиям изъятия земельного участка необходимо обращаться непосредственно в отделение местных органов исполнительного комитета.

Региональный орган исполнительной власти обязан обеспечить проведение кадастровых работ и установление вида разрешенного использования земельного участка, а также провести публичные торги по продаже изъятого земельного участка в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о его изъятии.

Организациям, которые подали ходатайство об изъятии, также направляется копия соответствующего решения. Попутно прилагаются сведения о правообладателях изымаемых с/х участков и недвижимости, копии документов, подтверждающие эти права, а также контактные данные этих лиц. Решение об изъятии действует в течение 3-х лет с момента его принятия, и может быть оспорено в судебном порядке (ст.56.6 ЗК РФ).

На основании акта, выносится решение с претензией о нарушении регламента использования ЗУ. Владельцу вменяются штрафные санкции. Если он не исполняет предписание и не восстанавливает установленный порядок, ему передаётся предписание о признании надела бесхозным или использующимся не по целевому назначению (см. Принудительное прекращение права собственности).

На основании оформления земельного участка (ЗУ) в собственность или аренду, законодательство обязывает правообладателей наделов следовать обязательству по его обработке в соответствии с установленным регламентом целевого назначения земель. Особенно, когда речь идёт о плодородных необработанных сельскохозяйственных угодьях.

  • глава VII.1 ЗК, которая содержит полное описание процедуры изъятия, от определения полномочных органов, до перехода прав на землю;
  • Гражданский кодекс (ст. 235, 239, 279282 ГК);
  • постановление Правительства РФ № 442 от 06.05.2015, которым утвержден список учреждений, получивших право инициировать изымание земли;
  • приказ Минэкономразвития № 250 от 23.03.2015, утверждающий форму ходатайства, требования к пакету документов для заявителя, а также порядок их подачи через интернет;
  • постановление Правительства РФ № 594 от 18.05.2017, устанавливающее порядок согласования действий по изъятию земли муниципалитетами в случае комплексного развития;
  • постановление Правительства РФ № 821 от 18.09.2013, устанавливающее правила принятия решения об изъятии земли, находящейся в пользовании госпредприятий;
  • ФЗ № 172 от 21.12.2004, определяющий порядок перевода земель в разные категории в случае их перехода в госсобственность;
  • ФЗ № 101 от 24.07.2002, определяющий особенности изымания земель сельскохозяйственных категорий;
  • ФЗ «О госрегистрации недвижимости», в частности, ст. 60 закона, определяющая особенности проведения государственной регистрации изъятых в государственных/муниципальных интересах земельных участков и так далее.

Ни в одном из нормативно-правовых актов не объясняется, что следует подразумевать под «государственными и муниципальными нуждами», в целях реализации которых кто-то может лишиться участка.

Представляется, что под такими нуждами понимаются интересы государства, региона или муниципалитета. Однако этот пробел в законодательстве повышает вероятность того, что земля будет изъята организациями и лицами, которые преследуют не государственные или муниципальные, а личные интересы.

Предполагается, что собственник должен согласиться с процедурой изымания участка. Уполномоченный орган, утверждающий решение, уведомляет владельца земли, тот соглашается, после чего стороны обсуждают условия и подписывают соглашение. В итоге собственник получает компенсацию.

На практике же собственники редко готовы добровольно расстаться с землей, поэтому ст. 282 ГК позволяет изымать ее вопреки их воле.

Принудительное изъятие земельного участка предусматривает, что:

  • соглашение с собственником не заключено или он не согласился с решением госоргана;
  • уполномоченный орган или заинтересованная организация обратилась в суд и он удовлетворил требование об изъятии;
  • иск об истребовании подан до истечения срока действия решения (до 3 лет), но не ранее, чем через 3 месяца после получения правообладателем копии решения.

Учитывая принудительный характер, истребование может рассматриваться как форма земельно-правовой ответственности, некая санкция за нарушение закона.

Согласно ст. 235 ГК, ст. ст. 45, 54 ЗК, принудительное изъятие земельного участка наступает в случаях:

  • владения наделом с нарушением законодательства;
  • эксплуатации земли по нецелевому назначению;
  • неисполнения обязательных мер по рекультивации, порче земли, загрязнения или снижения ее плодородия;
  • неиспользования земельного участка сельскохозяйственного или жилищно-строительного характера по назначению в течение 3-летнего периода;
  • обращения взыскания на земельный участок, его конфискации и так далее.

Ярким примером принудительного истребования участков у граждан является массовое изъятие земель лесного фонда. Суды шли на это по причине несоответствия данных в реестре недвижимости (ЕГРН) и лесном реестре (ГЛР), признавая приоритет ГЛР. Даже тем, кто зарегистрировал права на землю в лесу, грозило истребование наделов из-за якобы незаконного владения ими.

Однако КС РФ определением № 1793-О от 21.09.2017 внес ясность, указав невозможность истребования земли у граждан, официально оформивших участки в Росреестре, даже если наделы частично или полностью относятся к лесному фонду.

Принудительное изъятие земельного участка государственными органами

А с 2019 года заработала «лесная амнистия», позволяющая гражданам регистрировать земельные и дачные участки, даже если наделы пересекаются с лесными. Теперь истребовать их лишь на основании факта расположения в лесу или пересечения с лесополосой не удастся. Однако возможность изъятия земли по другим основаниям исключать нельзя.

Согласно ст. 56.6 ЗК, решение об истребовании земли у собственника принимается в отношении необходимого количества наделов, в том числе и пока не существующих. Главная задача – найти конечных правообладателей.

Решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд будет включать:

  • указание каждого надела, подлежащего истребованию;
  • перечисление построек, возведенных в пределах этих территорий;
  • цели истребования и перечень документов, определяющих эти цели;
  • данные заинтересованных в истребовании лиц;
  • объекты, не затронутые изыманием, а также сохраняемые сервитуты.

В течение 10 дней распоряжение об изъятии земельного участка направляется заинтересованным организациям, в том числе в регистрационные органы, и публикуется на сайте ведомства или в ином порядке, предусмотренном местными нормативными актами.

После получения копии, согласно п. 14 ст. 56.6 ЗК, собственник земли вправе обжаловать принятое решение через суд. Срок действия решения – 3 года.

  1. 1 %, но не менее 300 рублей – если стоимость доли земельного участка будет менее одного миллиона рублей.
  2. 10 000 рублей плюс 0,75 % – если стоимость варьируется от одного до десяти миллионов рублей.
  3. 77 500 рублей плюс 0,5 % – при цене от десяти до ста миллионов рублей.

Выкуп недвижимого имущества при изъятии земельного участка — в 2019 году

Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.

Именно поэтому нужно знать все без исключения юридические тонкости рассматриваемого вопроса. В подавляющем большинстве случаев основанием для изъятия могут считаться государственные нужды. Например, может потребоваться прокладывание инженерных коммуникаций через территорию собственника.

Статья 284

Реквизиция отличается тем, что она имеет в виду указанные в п. 1 ст. 242 ГК РФ, ст. 51 ЗК РФ чрезвычайные обстоятельства, для устранения которых необходимо немедленное изъятие у собственника определенного имущества. Цель реквизиции не в пресечении противоправного поведения собственника, а в обеспечении безопасности граждан, спасении имущества, уничтожении зараженных животных в случаях эпидемии, эпизоотии.

4. Одним из основных принципов земельного законодательства является закрепленное п. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Постановление об изъятии земельного участка

Решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд

Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли. Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В случае удовлетворения ходатайства определенной организации, что предусмотрено на законодательном уровне, в постановлении должна быть указана личность, которая подала ходатайство. Помимо этого в данном решении необходимо перечислить те сооружения, на которые не распространяется процедура изъятия.

Обязанность собственника по целевому использованию земельного участка: предпосылки установления

Ввиду своих агроэкологических свойств данной категории пустовать не должны. По этой причине ст. 6 вышеназванного Закона РФ № 101-ФЗ предписывает органам, инициировавшим изъятие сельскохозяйственных земель в кратчайшие сроки организовывать их предпродажную подготовку и реализацию с публичных торгов. Начальной стоимостью лота может быть кадастровая или рыночная определенная экспертом-оценщиком стоимость участка.

  • обращение взыскания на имущества по обязательствам владельца участка;
  • национализация, выкуп для публичных нужд (ст. 49, 55 ЗК РФ, ст. 279 — 282 ГК РФ);
  • реквизиция (временное возмездное изъятие) для защиты жизненно важных интересов общества (ст. 51 ЗК РФ, ст. 242 ГК РФ);
  • конфискация (безвозмездное изъятие) в качестве санкции за совершенное правонарушение (ст. 50 ЗК РФ, ст. 243 ГК РФ);
  • отчуждение участка, который согласно Федеральному закону РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не может принадлежать иностранцу, иностранной компании;
  • выплаты владельцу малозначимой доли денежной компенсации взамен выдела в натуре (п. 4 ст. 252 ГК РФ)
  • признания права собственности третьего лица на недвижимость, расположенную на участке.

Гектары под урожай

Выше отмечалось, что законодательство позволяет изымать земельные участки не только в качестве территории для строительства важных объектов, но и в качестве санкций.

В этот срок не включается период освоения и время, когда в силу объективных причин землю нельзя было использовать по назначению, например, при отсутствии коммуникаций.

За совершение указанных действий контролирующие органы привлекают виновников к административной ответственности. Если собственник не устранит перечисленные причины, допускается изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства.

Согласно п. 3 ст. 6 ФЗ № 101 от 24.07.2002, изымание проводится в тех случаях, когда участок не используется или используется неправильным образом на протяжении 3 лет срока с момента выявления данного факта.

Постановлением Правительства РФ № 369 от 23.04.2012 установлены признаки, по которым законодатель определяет неиспользование, нецелевое использование или использование с нарушениями.

Поскольку изъятие за нецелевое использование земли является санкцией, виновное лицо не получит компенсации. Изъятую землю продадут с публичных торгов, а вырученные средства направятся в бюджет.

Вместе с тем, реализация названных правомочностей не должна противоречить закону, нарушать интересы третьих лиц или наносить ущерб окружающей среде.

В отечественной правовой системе полная свобода действий возможна только в отношении движимого имущества, не отнесенного к источникам повышенной опасности. Такими вещами можно пользоваться или на время отложить, переделать, сломать, выбросить. В отношении объектов недвижимости действуют более строгие правила.

  • Они имеют обязательное к соблюдению целевое назначение, зафиксированное в ЕГРП, ГКН, правоустанавливающих документах. Так, земли разделены согласно категориальной принадлежности.
  • Общая процедура отказа от права собственности на имущество (ст. 236 ГК РФ) применяется к недвижимости с оговорками. Правомочности и обязательства отказника в отношении объектов недвижимости прекращаются после внесения соответствующих сведений в ЕГРП.
  • Оставленная без присмотра недвижимость может быть поставлена на учет в ЕГРП в качестве бесхозяйной. Если по прошествии года собственник не объявится, она переходит в собственность территориальной общины по решению суда (ст. 225 ГК РФ).

Правовое положение земельных участков обусловлено принадлежностью к объектам недвижимости. Кроме того, им присущи особые характеристики:

  • неразрывная связь с природой, экологическая значимость;
  • неуничтожаемость (речь может идти об ухудшении качества почв, засорении, эрозии грунтов, затоплении и подобном, но не о прекращении существования участка);
  • незаменимость в качестве территориальной базы и средства производства сельскохозяйственной продукции.

Специфика земельных участков как объектов гражданских прав привела к закреплению особенностей реализации прав и обязанностей землепользователей в пределах главы VI Земельного кодекса РФ.

  • пользоваться находящимися в пределах его владений полезными ископаемыми и водами для собственных нужд;
  • возводить здания в соответствии с целевым назначением участка, градостроительными, сантехническими нормами и специальными разрешениями;
  • проводить надлежащие мелиоративные работы.

Аналогичный объем правомочностей установлен в отношении землепользователей. Однако они не располагают возможностью строительства объектов недвижимости. Что до сервитутодержателей, то объем их правочностей ограничен условиями сервитута.

Распоряжение об изъятии земельного участка

Обязательства собственник земли, землепользователей и арендаторов сводятся к следующему:

  • использовать участки согласно назначению;
  • не причинять вреда природе;
  • сохранять межевые, геодезические знаки;
  • осуществлять природоохранные и противопожарные мероприятия;
  • если сроки использования участков оговорены договорами (например, о комплексном освоении территории), вовремя производить предписанные действия;
  • уплачивать земельный налог или арендную плату;
  • соблюдать требования экологических, градостроительных норм;
  • предотвращать деградацию, истощение, загрязнение земель и уничтожение почв.

Земли, кому бы они не принадлежали, подлежат использованию согласно целевому назначению. Нарушение этого предписания может послужить основанием для:

  • привлечения собственника к административной ответственности;
  • подтверждения обязательства компенсировать вред;
  • принудительного изъятия участка.

Целевое назначение и разрешенные способы использования участка могут быть изменены. Обращение заинтересованного лица с приложением надлежащих документов к органу управления земельными ресурсами не гарантирует положительного решения.

Нахождение участка в охранной зоне, распространение на него градостроительного регламента и другие подобные обстоятельства препятствуют установлению целевого назначения, отличающегося от назначения соседних и близлежащих участков.

  • сельхозназначения;
  • поселений;
  • промышленности, обороны, транспорта и пр.;
  • особо охраняемых природных территорий;
  • лесного и водного фонда.

Земли могут использоваться в соответствии с назначением, предусмотренным землеустроительной и кадастровой документацией. Таким образом, правовой режим использования участка определяется, прежде всего, исходя из его категориальной принадлежности.

Второй по значимости элемент правового режима участка — виды разрешенного использования, установленные для каждой категории земель. Их перечень, описание и коды в табличной форме содержатся в Приказе Минэкономики РФ от 01.09.14 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Конфискация и реквизиция земли

Из содержания ст. 7 ЗК РФ очевидно, что разрешенные виды использования связаны с зонированием территории, проводимым по правилам, оговоренным федеральным законодательством. В пределах Земельного кодекса РФ законодатель упоминает о необходимости зонирования только в отношении земель поселений (ст. 85 ЗК РФ).

О необходимости зонирования иных категорий земель речь не идет. Однако Земельный кодекс России установил обязательность определения разрешенного вида использования участка на случай предоставления под застройку. А возведение зданий, как известно, возможно и на землях категорий, не отнесенных к землям поселений.

Согласно Градостроительному кодексу РФ виды разрешенного использования оговариваются градостроительными регламентами применительно к каждой территориальной зоне. Градостроительный кодекс РФ также содержит перечень земель:

  • на которые градостроительные регламенты не распространяются;
  • для которых они не устанавливаются.

К числу последних отнесены земли:

  • лесного фонда;
  • запаса;
  • особо охраняемых природных территорий (исключение: земли курортов, лечебно-оздоровительных местностей);
  • сельскохозяйственные угодья;
  • покрытые поверхностными водами;
  • находящиеся в границах особых экономических зон.

Способ использование участков, на которые не распространяются или в отношении которых не приняты градостроительные регламенты, определяется органами госвласти субъектов РФ или муниципалитетами. При этом разрешенные виды использование земель в границах особых экономических зон определяется их органами управления.

В последнее десятилетие сложилась практика установления вида разрешенного использования всех земель, независимо от категории и вида. Более того, ст. 7 Федерального закона РФ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» причисляет к числу сведений, содержащихся в госкадастре недвижимости сведения о разрешенных видах использования. Оговорки о том, что данное требование распространяется на участки отдельных категорий, в законе отсутствует.

Согласно ГрК РФ виды использования участков той или иной территориальной зоны делятся на:

  • основные, осуществляемые по выбору землепользователя;
  • условно разрешенные, реализация которых требует получения официального позволения от компетентного органа (предоставляется по результатам публичных слушаний);
  • вспомогательные, осуществляемые в дополнение к двум вышеназванным видам использования;
  • запрещенные, которые не характерны для участков соответствующей категории (могут осуществляться исключительно после смены категориальной принадлежности).

Итак, целевым и надлежащим использованием участка признается осуществление собственником, землевладельцем, землепользователем своих правомочностей в соответствии с целевым назначением и разрешенными видами использования.

  • Инициация проверки целевого использования земельного участка.

О грядущем мероприятии собственник уведомляется письмом. Периодичность плановых проверок может быть отображена в договоре. Это не мешает контролирующей госструктуре проводить внеплановые проверки.

  • Установление факта неиспользования/ненадлежащего использования.
  • факт нарушения санитарно-гигиенических, природоохранных или иных норм землепользования;
  • с использованием методик, разработанных согласно Федеральному закону РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», подтвердить значимое снижение плодородия почв;
  • доказать наличие причинной связи между действиями/бездеятельностью землепользователя и ухудшением качества почв.
  • для физлиц: 0,5 — 1% кадастровой стоимости участка, но не меньше 10 тыс. руб.;
  • для чиновников: 1 — 1,5% стоимости, минимум 20 тыс. руб.;
  • на организации: 1,5 — 2% стоимости, минимум 100 тыс. руб.
  1. Запланированные строительство или реконструкция объекта, по причине которых изымается земля сельскохозяйственного назначения, должны быть предусмотрены в утвержденной документации территориального планирования и в проекте планировки территории (ч.1).
  2. Решение должно быть принято не позже, чем пройдет 3 года с того момента, как был утвержден соответствующий проект планировки территории (ч.3).
  3. Если земля изымается не по причине, указанной в п.1, то это решение должно быть обосновано: создается особо охраняемая природная территория, выполняется международный договор РФ, планируется проведение работ по пользованию недрами (ч.2).
  4. Изъятие с/х земель допустимо для размещения региональных объектов одного субъекта РФ на территории другого субъекта РФ. Обязательно, чтобы возможность размещения таких объектов подтверждали документы территориального планирования последнего (ч.6).
  • юридические лица, в которых собственник земли является учредителем либо участником;
  • члены семьи собственника;
  • организации, оценивающие продаваемый участок, а также их сотрудники;
  • должностные лица органов власти, члены их семей, участие которых может оказать влияние на результаты торгов;
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про юриспруденцию
Adblock detector