Порядок изменения вида разрешенного использования любого земельного участка в 2019 году

Содержание

Зачем может потребоваться изменение ВРИ в Москве?

определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства

Одна из самых первостепенных причин, по которой актуально изменение ВРИ – отсутствие возможности использовать земельный участок в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и/или разрешенным использованием.

В качестве примера можно привести следующие ситуации:

  • Земельный участок имеет ВРИ сельскохозяйственного назначения, и его хотят использовать под строительство жилого дома. Участки этого вида предназначены только для ведения садоводства, а не для строительства.
  • При продаже земельного участка изменение вида разрешенного использования может повысить стоимость объекта в несколько раз. Рынок недвижимости показывает, что стоимость земельного участка СНТ (садовое некоммерческое товарищество) ниже стоимости участка ИЖС (участки для этого вида строительства располагаются только на землях населенных пунктов).
  • Смена вида разрешенного использования земельного участка может происходить частично: в таком случае в него добавляются дополнительные способы использования.
  • Благодаря смене вида разрешенного использования имущества наблюдается значительное изменение налоговых выплат собственником объекта, что позволяет экономить затраты на налоги. В зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка допускается установление дифференцированных налоговых ставок.

Однако стоит отметить, что одного желания для смены ВРИ недостаточно. Необходимо учесть все ограничения и запреты законодательства.

Помимо уплаты штрафа, необходимо устранить все нарушения. Построенные сооружения и здания могут подлежать сносу, если будут признаны самостроем.

Министр отметил, что с целью обеспечения жителям и бизнесу Подмосковьявозможности изменения вида разрешенного использования земельных участков в этот период без задержки Министерство имущественных отношений Московской области совместно с Главархитектурой Московской области и органами Росреестра разработало механизм изменения ВРИ, не дожидаясь передачи в Росреестр координат территориальных зон.

Как уточнить возможность смены ВРИ и изменить вид разрешённого использования земельного участка

До 2015 года их определение было отдано на откуп муниципалитетам, решения которых влияли на стоимость объектов. Затем был принят общий классификатор, обязательный для использования. Такое правило введено в 2015 году. Документ перечисляет только основные ВРИ. В 2017 году действует Классификатор ВРИ ЗУ 2017.

Документ содержит список из 15 ВРИ, каждый из которых имеет несколько подкатегорий. Если для участка вид был установлен до принятия классификатора, он продолжает действовать независимо от соответствия тем данным, которые указаны в документе.

Изменить ВРИ земельного участка допускается только в рамках кодов, перечисленных в Классификаторе.

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка следующий:

  1. собственник готовит заявление, в котором просит заменить основной ВРИ на условно разрешенный, и направляет его в администрацию;
  2. после получения заявления администрация организует публичные слушания, по итогам которых составляет разрешающее или запрещающее заключение;
  3. заключение кладется в основу рекомендаций о выдаче мотивированного отказа или разрешения на замену;
  4. в случае согласия изменения вносятся в кадастр недвижимости.

Их назначение – обеспечить функционирование основного типа использования земельного участка. Вспомогательные виды применяются для нескольких технологически связанных объектов, например, общие проезды, гаражи и стоянки, детские площадки, туалеты, торговые точки.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка предполагает проведение подготовительных действий:

  1. Изучение норм градостроительных регламентов. Документ содержит указание на разрешенное использование земель. Получить нужные сведения можно, заказав один из следующих документов: градостроительный план надела, выписку из Правил землепользования, справку о зонировании. Эти бумаги доступны для заказа в МФЦ, Росреестре или его филиалах (кадастровых палатах).
  2. Получить информацию о допустимой деятельности на участке, расположенным внутри одной территориальной зоны (основных, условных и вспомогательных).
  3. Отыскать соответствующий вид. Он должен наилучшим образом отражать будущее направление использования. Изменение вида целевого использования земельного участка в 2017 году осуществляется по Классификатору ВРИ ЗУ 2017. Желательно, чтобы выбранный код совпадал с указанным в Правилах землепользования и иных местных документах.

1. Первыми шагами будут уточнение градостроительных регламентов, касаемо вида использования земли

Это необходимо сделать в начале подготовки к изменениям разрешения, чтобы уточнить вид использования земельных участков для функциональной территории, в пределах которой расположен участок земли.

  • Выписка из ПЗЗ о разрешенных видах использования, которую можно заказать, зная кадастровый номер или адрес участка;
  • Градостроительный план.
  • Справка о зонировании территориальной единицы, в пределах которой расположен надел.

Порядок изменения вида разрешенного использования любого земельного участка в 2019 году

Заказать эти документы можно при обращении в Росреестр (в том числе на их официальном сайте), через МФЦ, в администрации по месту нахождения участка.

2. Какое разрешенное использование определено для конкретного участка;

  • основные;
  • условно разрешенные (назначены в результате публичных слушаний);
  • вспомогательные (они могут быть назначены дополнительно к двум первым группам).

3. Подбор вида использования, который будет максимально соответствовать тому, какие цели запланированы для надела.

В каждой группе имеется свой перечень ВРИ, из которого может быть выбран наиболее подходящий для изменения и отвечающему планируемому использованию. При этом обязательно стыкуются вспомогательные виды с основными. Все виды должны соответствовать классификатору ВРИ 2018.

На данный момент существует ряд нестыковок Классификатора ВРИ с градостроительными регламентами. Постепенно к началу 2020 года ПЗЗ претерпят изменения и будут приведены в соответствие с Классификатором.

Наиболее наглядный пример связан со строительством жилого дома на землях КФХ, поскольку в Классификаторе ВРИ нет такого вида использования участка. Поэтому муниципалитеты не выдают разрешение на постройку, так называемого, дома фермера. Можно уточнить в ПЗЗ администрации, относится ли возведение жилого помещения к условно разрешенному для данного надела.

5.  Принятие решения о смене категории разрешенного использования земли в компетенции земельного комитета органа местного самоуправления. Точную информацию можно посмотреть на сайте администрации.

Зачастую возникает потребность перемены разрешения на использование не только для возможности строительства жилого дома, но и для проектов коммерческого направления. Например, автостоянки или комплекса для занятий спортом. Любое изменение должно производиться с согласия комиссии при администрации.

При рассмотрении заявления принимается решение в пользу жителей проживающих на этой территории. Чтобы получить положительное заключение, необходимо указать в заявлении всю очевидную пользу для развития инфраструктуры поселения. Если будут соблюдены все градостроительные, а также противопожарные нормы, то дается соответствующее одобрение.

Порядок изменения вида разрешенного использования любого земельного участка в 2019 году

При изменении ВРИ участка используется один из вариантов:

  1. Путем проведения публичных слушаний. Собственником подается заявление в администрацию для установления иного вида использования надела, если отсутствуют действующие Правила землепользования и застройки, выносится постановление в результате одобрения граждан.
  2. Заявление подается в Росреестр через МФЦ лично, через доверенное лицо или отправлением по почте в рамках градостроительного регламента. Применим в случае корректировки вида разрешения с внесением поправок в данные кадастра по участку и в нужной графе заявления указывается вид соответствии с Классификатором.

Административный регламент устанавливает перечень документов, которые должны подаваться вместе с заявлением на изменение вида разрешенного использования надела. Категория участка земли может повлиять на количество документов, которым потребуется расширить вышеперечисленный перечень. Поэтому необходимо заранее побеспокоиться о том, чтобы он был полным.

Подать пакет документов можно несколькими способами и в каждом случае требования к его формированию могут отличаться. Рассмотрим каждый случай подробнее.

  • при наличии в администрации ППЗ, градостроительных регламентов;
  • планируемый ВРИ зоны, где находится участок, по основному виду состыкован с Классификатором.

Подать документы может лично через МФЦ владелец или арендатор участка, по которому требуется произвести изменение вида разрешения на использование. При этом к заявлению о кадастровом учете изменений недвижимости прикладываются копии перечисленных документов:

  • удостоверения личности гражданина, подающего заявление;
  • устанавливающих право на земельный надел;
  • полученного ранее решения администрации о праве на перемену ВРИ земли (в случае, когда заявитель пользуется арендованной землей).
  1. основные, объединяющие главные (базовые) ВРИ,
  2. условно разрешённые, назначаемые по результатам публичных слушаний,
  3. вспомогательные, не являющимися преимущественными для территориальной зоны, а лишь дополнительными к основным и условно разрешённым видам использования.

За соблюдением использования земельных участков в соответствии с ВРИ на постоянной основе следят органы госземнадзора и специалисты местных администраций. В случае выявления факта нарушения требований, фактическому землепользователю будет выдано предписание. Если его своевременно не исполнить, ваш участок могут изъять через суд.

Виды разрешенного использования земельного участка (ВРИ ЗУ), согласно действующего классификатора, указаны в документе градостроительного зонирования «Правила землепользования и застройки» (ПЗЗ) города (где также указаны размеры участка и расположенных на нем построек, ограничения по использованию и расчетные показатели).

Эти и многие друге противоречия повлекут за собой изменения, потому что, в соответствии с уже упомянутым ФЗ от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ (ст. 34, п 12), документы градостроительного зонирования до 1 января 2019 года должны быть изменены в соответствии с классификатором.

Еще раз, категория земельного участка и вид разрешенного использования — это разные понятия. Категория устанавливает целевое назначение, из существует всего семь и перечень содержится в статье 7 ЗК РФ. Четкого определения вида разрешенного использования в законодательстве нет, но оно и не требуется.

  • если в перечнях основных, условно разрешённых и вспомогательных ВРИ, указанных в Выписке из ПЗЗ о видах разрешённого использования, в ГПЗУ или в справке о зонировании территории есть тот вид, что соответствует цели изменения, то вопрос об изменении будет решён положительно, в противном случае — в изменении ВРИ будет отказано;
  • в зависимости от того, в какой группе видов окажется планируемое использование, изменение проводится без проведения или с проведением публичных слушаний:
  1. для основной группы ВРИ — без слушаний,
  2. для группы условно разрешённых видов — проведение слушаний потребуется;
  • вспомогательные ВРИ могут выбираться только совместно с основными и условно разрешёнными видами.
  • выбранный из перечня вид использования должен соответствовать наименованию в Классификаторе ВРИ или быть установленным в точном с ним соответствии (о том, как это делается рассказывается ниже).
  • максимально допустимый размер;
  • ограничения (в случае необходимости) по распоряжению, застройке и заключению сделок любого характера;
  • нормы налогообложения, применительно к ставкам, льготам;
  • имущественные права собственника в отношении земли и строений на ней;
  • субсидирование и другие параметры.
  • Классификатор не предусматривает деление видов на основные, вспомогательные и условно-разрешенные. Вместе с тем порядок изменения и использования каждого вида отличается. Владельцам земельных участков приходится обращаться к другим правовым актам, чтобы изучить вопрос о смене ВРИ. Таким образом, новый классификатор не обобщил сферу разрешенного использования, а внес неразбериху.
  • Многие ВРИ, установленные классификатором, имеют подробное описание, давая владельцам земельных участков возможность не сомневаться в выборе. Например, на участке под ИЖС можно разбивать огород или высаживать деревья, а территория под многоэтажные дома может использоваться и для детских площадок.
  • Классификатор продублировал нормы Градостроительного кодекса, которыми предусматривается свободное размещение линейных объектов. К ним относятся: дорожки к дому, уличное освещение, частные линии электропередач или водопровод. Для использования земли под указанные объекты не требуется дополнительно менять основной вид пользования землей.

Как поменять вид разрешенного использования земельного участка в 2019 году

Все более актуальным для многих становится вопрос смены категории земельного участка. Особенно это относится к сельскохозяйственным землям. Многие хотят использовать эти земли под индивидуальное строительство.

Есть достаточно быстрые, а главное законные методы смены категории. В дальнейшем при желании на участке можно проживать комфортно. Вам не придется беспокоиться о необходимости смены категории.

Так, на землях с сельскохозяйственным значением сегодня разрешается возвести дачу. В таком доме можно будет даже зарегистрироваться. Но понадобится разрешение на возведение дома. А территория может использовать под личные нужды.

  1. Перевести участок из одной категорию в другую,
  2. Сменить вид использования, не меняя категорию участка.

Первый вариант предполагает получение любого варианта разрешенного использования. В другом случае вам достаточно просто выбрать категорию участка из списка, действующего для конкретной земли.

9) земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;

Далее нужно провести общественные слушания и получить одобрение. Изменение вида разрешенного использования земельного участка в 2019 году проводится с учетом публичных интересов. С организацией мероприятия муниципалитет поможет, но вот затраты придется взять на себя. Это правило установлено статьей 38 ГрК РФ.

Льготы Ветеранам Труда Регионального Значения В Саратове В 2019 Году

Если ориентироваться на классификатор, то на одних территориях можно вести сельское хозяйство, на других — строить дома, на третьих — размещать коммерческую недвижимость. Изменение целевого назначения земельного участка — процедура сложная и не всегда приносящая положительный результат.

С момента, когда администрация направляет в Росреестр сведения о принятом решении об изменении ВРИ, в отношении какого-либо земельного участка, должно пройти не более 15 дней до внесения изменений в ЕГРН. Этот регламент принят в отношении межведомственного информационного взаимодействия. Далее закон отводит только 5 дней на то, чтобы уведомить о внесении изменений правообладателя.

Данный документ содержит в себе всю процедуру действий, по которым вносятся коррективы в категоризацию земли. В случае положительного решения и издания соответствующего распоряжения должна быть произведена процедура перерегистрации в Росреестре. Все внесенные правки должны быть прописаны в кадастровом учете.

Планируя корректировку вида разрешенного использования земли, владелец должен ответить на несколько вопросов, взвесить все «за» и «против» по каждой позиции. Во-первых, определиться, как это сделать законно и можно ли вообще произвести изменения. Затем встает вопрос финансов, которые владелец готов заплатить за процедуру. И третий пункт – целесообразно ли это.

1) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, лицу, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заключен договор о комплексном освоении территории, если иное не предусмотрено подпунктами 2 и 4 настоящего пункта;

11) земельных участков гражданам в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Варианты решения вопроса об изменении ВРИ участка

  • Условно разрешенные,
  • Основные,
  • Вспомогательные.

Вся нужная информация, распространяемая на конкретные участки, должна находиться в составе градостроительного права.

Вы ее можете получить, для чего подходят данные способы:

  1. Получение справки о зонировании,
  2. Получение выписки из правил землепользования и застройки, так называемых ПЗиЗ.
  • В орган местного самоуправления необходимо подать заявление. При этом земельный участок должен относиться к территории этого органа. Причем заявление могут подавать не только собственники, но и арендаторы. Оно также может поступить и от заинтересованного в этом лица.
  • В местной администрации подготавливают и утверждают ГПЗУ в строго установленный период, который составляет 30 дней со времени получения заявления. При этом оплата за это не взимается.
  • Затем необходимо получить ГПЗУ. Обратите внимание на графу 2.1. в ней должны присутствовать сведения обо всех ВРИ, которые допускаются для данного земельного участка.

Обратите внимание! У вас нет обязанности обосновывать цель истребования данного документа. В его подготовке вам не могут отказать, так как администрация обязана его предоставлять по требованию правообладателей.

Всю необходимую для заполнения ГПЗУ информацию администрация собирает самостоятельно. Эта работа осуществляется в рамках сотрудничества между различными ведомствами. Если у вас запрашивают другие документы, помимо заявления, у вас есть право обратиться в прокуратуру.

Сведения о принятом решении из администрации передаются в местное отделение кадастровой палаты. Заявитель не должен предпринимать никаких самостоятельных действий, чтобы это сделать. Вам остается только получить свидетельство о собственности, в котором будет указан новый ВРИ на землю.

Это несложно сделать, если рассматривать вопрос теоретически. Но важно выполнить следующие условия:

  1. В муниципальном образовании должен находиться градостроительный регламент, находящийся в составе ПЗиЗ.
  2. Необходимый вам ВРИ должен присутствовать в перечне ВРИ для конкретного участка.

Чтобы сменить ВРИ на землю необходимо сделать следующее:

  1. Подать заявление на получение выписки на землю. Оно подается в комиссию, находящуюся в районе расположения участка.
  2. Убедитесь, что ВРИ участка можно изменить.
  3. Выберите подходящий ВРИ из представленного списка самостоятельно.
  4. После этого заявление подается в кадастровую палату, чтобы изменить один ВРИ на другой. С заявлением необходимо подать выписку из ПЗиЗ и свидетельство о праве собственности.
  5. Кадастровая палата выдает кадастровый паспорт, в котором содержится новый ВРИ. Во время оформления любых сделок с участком этот документ будет необходимым.
  6. В Росреестре нужно получить новое свидетельство о собственности.

Обратите внимание! Право на изменение ВРИ находится на стороне правообладателя. Но это не значит, что в качестве него может выступать только собственник.

Для регистрации изменений арендатором срок его аренды должен составлять не менее 5 лет. Если же это не так, кадастровая палата может отказать в регистрации изменений.

  1. Подайте заявление в специально созданную для этого Комиссию,
  2. Пройдите публичные слушания. В них должны участвовать все заинтересованные лица, в качестве которых могут выступать местные жители и правообладатели, владеющие соседними участками.
  3. Получите кадастровый паспорт и новое свидетельство о собственности. Оно должно содержать новый условно разрешенный ВРИ.

Комиссия предоставляет свои рекомендации, которые появляются в итоге слушаний. Они бывают следующими:

  • Обоснованный отказ,
  • Предоставление разрешения.

Рекомендации представляют собой документ, направляемый главе администрации. Именно за ним остается окончательное принятие решения. Глава должен вынести решение за три дня и опубликовать его. Решение можно обжаловать, но для этого придется обратиться в суд. В целом же с момента получения заявления и до опубликования результатов должно пройти не больше 30 дней.

Но есть территории, смена категории которых невозможна, хотя и допускается в исключительных случаях. К ним можно отнести следующие категории:

  • Угодья с особой ценностью и продуктивностью;
  • Земли лесного фонда, которые никогда не предоставляют под огородничество, садоводство и дачное строительство.

Согласно законодательству ВРИ земельного участка, не предусмотренные классификатором, в кадастр вноситься не будут. Изменение вида разрешенного использования осуществляется также в соответствии с классификатором. Изменение считается оформленным с момента внесения сведений в государственный кадастр.

Решение о проведении рассматриваемого мероприятия принимается территориальным Департаментом городского имущества на основании предоставленной заявителем документации. Все изменения вносятся в единый кадастровый реестр.

Для понимания особенностей ценообразования необходимо ознакомиться с назначением процедуры, с перечнем лиц, которые могут обращаться за услугой, с порядком проведения мероприятия, с необходимым перечнем документов, а также с нюансами самостоятельного расчета суммы.

Действующее земельное законодательство определяет несколько категорий земельных участков, в том числе находящихся в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственных нужд. В рамках одной земельной категории могут находится несколько территориальных наделов с разными формами разрешенного использования.

Изначальное целевое назначение участка может быть на законных основаниях изменено по требованию собственника.Исключением являются случаи, когда земля входит в категорию охраняемых государством природных объектов. Стоит отметить, что наиболее дешевой и простой процедурой является не изменение конкретной категории земли, а только его целевого назначения.

  • когда требуется строительство поселка коттеджного типа для формирования садового товарищества на землях, отведенных для реализации сельскохозяйственных нужд – в этом случае требуется изменение формата земли под дачное строительство, что является более выгодным с экономической точки зрения;
  • когда необходимо возведение частного дома в пределах населенного пункта и на землях, отведенных под нужды сельского или подсобного хозяйства – заинтересованному лицу нужно в обязательном порядке изменить формат земли на индивидуальное строительство;
  • когда необходимо разделить один территориальный надел на несколько других, которые предназначаются для отдельных нужд.

Порядок изменения вида разрешенного использования любого земельного участка в 2019 году

В любом случае, для начала строительных мероприятий на территориях, не предназначенных для этого, нужно в обязательном порядке изменить формат разрешенного использования земли. В противном случае на собственника могут быть наложены определенные штрафные санкции, вплоть до изъятия земли в пользу муниципального или государственного фонда.

На получение возможности изменения разрешенного пользования территориальных наделов могут рассчитывать как физические, так и юридические лица, а также их официальные представители, осуществляющие свою деятельность на основании стандартной нотариальной доверенности.

Что касается организаций, выступающих в качестве юридических лиц, то для них предусматривается определенный формат принятия запросов на оказание рассматриваемой услуги.

Такие компании должны быть в обязательном порядке зарегистрированы на территории Российской Федерации. Сама регистрационная процедура проводится исключительно в электронном формате через официальный портал государственных услуг.

Составление специализированного заявления на имя руководителя исполнительного комитета Заказчик может воспользоваться услугами квалифицированных юристов и составить заявление с учетом территориальных особенностей.
Разработка проектной документации, связанной с изменениями в правилах земельного пользования и застройки территориального надела Новые правила использования земли и застройки разрабатываются опытными инженерами с учетом последних изменений.
Прохождение мероприятий на уровне местных администраций Происходит сопровождение официальной процедуры согласования и слушаний, проводимых в публичном формате.
Передача нового кадастрового паспорта в руки заявителю Помимо данного документа заказчику процедуры передаются и прочие правоустанавливающие акты.

Только после проведения вышеуказанных процедур собственность сможет быть переоформлена с учетом внесения изменений в единый государственный кадастровый реестр.

  • кадастровый паспорт на конкретный территориальный надел;
  • сведения о соседних пользователях участков земли;
  • официальная схема предельных границ участка;
  • учредительная документация – если в качестве заявителя выступает юридическое лицо;
  • заключение местных органов власти о возможности изменения разрешенного вида использования конкретной территории;
  • любое удостоверение личности заявителя – обычно предоставляется гражданский паспорт РФ.

Цена может напрямую зависеть от множества параметров. Например, на стоимость изменения вида разрешенного использования земельного участка влияют характеристики территориального надела и внутренний регламент каждого конкретного муниципального образования.

  • Письменное обращение с внесенным в текст номером участка в кадастровом реестре земли;
  • Паспорт гражданина РФ;
  • Документы, позволяющие доказать права пользования и распоряжения в отношении территории у собственника, и правоудостоверяющие документы в том случае, если земля была приобретена до 2.03.1998 года, так как в отношении таких участков при запросе данных в ЕГРН будет выдана пустая справка.

Порядок изменения вида использования земельного участка

Foto1

В соответствии с различными нормативными актами использование любых территорий в обязательном порядке должно осуществляться в полном соответствии с их изначальным предназначением.

Однако для этого стоит понять, какие на сегодняшний день предусмотрены основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка и как вообще должна проводиться такая операция в 2018 году.

Вид допустимого использования – это один из самых важных параметров любого земельного участка, так как именно эта норма регулирует способ эксплуатации территории со стороны ее собственника.

Именно от информации в документах будет зависеть перечень действий, которые может выполнять владелец на своем наделе, включая ведение сельскохозяйственной деятельности, строительство магазина, жилого дома или что-либо еще.

Вид разрешенного использования Установленное функциональное использование территории, указанное в публичном порядке.
Земельный участок Определенный надел, границы которого прописаны в правоустанавливающих бумагах и государственном реестре.
Зонирование Способ, с помощью которого обеспечивается корректное использование земельных участков в соответствии с их прямым предназначением.
Кадастр Перечень территорий определенного района с указанием подробных сведений о земельных наделах.
Собственник Физическое или юридическое лицо, имеющее соответствующие документы, подтверждающие регистрацию права собственности на указанное имущество.
Условно допустимое пользование Назначение определенного надела, установленное после того, как глава территориальной администрации принял соответствующее решение.

В первую очередь, следует провести следующие мероприятия:

  1. Уточнить градостроительные регламенты, действующие на территории определенного региона.
  2. Узнать допустимые варианты разрешенного использования земельных участков, расположенных в определенной территориальной зоне.
  3. Найти допустимый вид использования, соответствующий целям, которые преследуются при его изменении.

В дальнейшем можно уже непосредственно приступать к подаче соответствующего обращения в государственные органы и проведения необходимых мероприятий.

Таким образом, для каждого отдельного участка государство устанавливает определенную цель использования, в связи с чем нельзя использовать территорию с нарушением ее прямого предназначения. Таким образом, на приусадебном участке нельзя будет построить коммерческий магазин, в то время как на сельскохозяйственной территории запрещается строить многоквартирные дома.

  • заработать на перепродаже территории;
  • организовать на собственном участке торговую точку или производственное предприятие, если он для этого не был предназначен;
  • построить многоквартирный дом на участке, который изначально предусматривался для ведения подсобного хозяйства;
  • застроить участок, предназначенный для ведения сельскохозяйственной деятельности, жилыми объектами.

Порядок изменения вида разрешенного использования любого земельного участка в 2019 году

При отсутствии таких корректировок и использовании участков не по их назначению в конечном итоге можно прийти к тому, что уполномоченные сотрудники просто наложат на ответственное лицо административные санкции.

Если внимательно изучить данные, указанные в свидетельстве о праве собственности на указанный земельный участок, можно узнать точную категорию территории, а также ее ключевое предназначение. В соответствии с нормами Земельного кодекса существует всего семь таких групп, каждая из которых может подразделяться на отдельные виды разрешенного использования.

  • жилой малоэтажной недвижимостью;
  • индивидуальными жилыми постройками;
  • среднеэтажными жилыми домами;
  • многоэтажными жилыми домам;
  • прочими аналогичными постройками.

В преимущественном большинстве случаев в частном обороте в основном находятся земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственной деятельности и личного строительства, в связи с чем именно им меняют вид разрешенного пользования.

Перед тем, как приступать к изменение допустимого вида использования, нужно обратиться в территориальное отделение комитета, занимающегося земельным управлением, с полным пакетом необходимой документации.

Так как перечень бумаг индивидуально определяется территориальной администрацией, лучше всего позвонить и уточнить, какие именно бумаги будут нужны уполномоченным сотрудникам для проведения всех необходимых мероприятий.

В заявлении нужно будет написать индивидуальный кадастровый номер участка, нынешнюю и желаемую категорию надела, причины, по которым будет осуществляться смена вида, а также ключевую информацию о владельце участка и самой территории.

В конечном итоге земельный комитет предоставит собственнику полный перечень бумаг, которые должны будут предоставляться дополнительно в каждом отдельном случае.

Процедура получения разрешения в данном случае будет выглядеть следующим образом:

  1. Предоставление в комитет ходатайства о внесении корректировок в имеющийся вид разрешенного использования земельного участка.
  2. Если конкретная администрация не имеет каких-либо правил, по которым используется недвижимость, или же указанный участок не соответствует регламенту, нужно будет подать официальный запрос о внесении таких корректировок.
  3. Глава администрации проводит соответствующее слушание, результатом которого является изменение допустимого вида использования указанной территории.
  4. Назначается проведение публичных слушаний, и на протяжении месяца с момента подачи ходатайства заинтересованное лицо оплачивает требуемую сумму.

Территориальное зонирование представляет собой процедуру распределения земельных участков в соответствии с действующим законодательством. Проводится данная процедура для определения границ допустимого использования территорий и является довольно важным инструментом, использующимся в процессе планирования развития населенного пункта.

Владельцу предоставлятся полное право на то, чтобы выбирать целевое предназначение своей территории из перечня доступных назначений, установленного для какой-то функциональной зоны. За счет этого государством обеспечивается стимулирование инвестиционной деятельности. Зонирование должно проводиться в границах населенных пунктов.

Стандартная процедура изменения вида разрешенного пользования выглядит следующим образом:

  1. Заинтересованное лицо с полным пакетом документов подает соответствующее обращение в государственный орган.
  2. Вносится государственная пошлина, предусмотренная за изменение вида разрешенного пользования земельного участка.
  3. Проверяется наличие оснований для проведения данной процедуры.

Поэтапно процедура изменения допустимого использования земельного участка будет выглядеть так:

  1. Подготовка документов.
  2. Получение решения.
  3. Внесение корректировок в данные, указанные в едином реестре.

После того, как территориальная администрация отправит в Росреестр информацию о принятом решении об изменении допустимого вида использования земельного участка, должно пройти не более 15 дней до того момента, как соответствующие изменения будут внесены в государственный реестр.

Данный регламент устанавливается для межведомственного информационного взаимодействия. После этого государственные служащие на протяжении пяти дней должны будут известить правообладателя об окончании данной операции.

  • оригинал и копия гражданского паспорта;
  • заявление;
  • декларация;
  • оригиналы и копии свидетельства, подтверждающего право собственности на земельный участок;
  • кадастровый паспорт;
  • разрешения на строительство, полученные ранее;
  • выписки из единого реестра;
  • копии бумаг на недвижимость.

Сроки в преимущественном большинстве случаев составляют не более 30 дней, причем новые участки регистрируются в ускоренном режиме – до 12 дней. Стоимость оформления по закону составляет не более 2 000 рублей для физических и 22 000 рублей для юридических лиц.

В некоторых ситуациях у правообладателя земельного участка возникает необходимость изменить вид разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах населенного пункта.

Что входит в понятие «вид разрешенного использования земельного участка»?

Порядок изменения вида разрешенного использования любого земельного участка в 2019 году

Вид разрешенного использования земельного участка — это установленное в публичном порядке функциональное применение участка земли, а также построенных на его территории объектов.

Вид разрешенного использования земельного участка определяется на основании утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки соответствующего муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок.

В каких случаях может понадобиться изменение вида разрешенного использования земельного участка?

Вид разрешенного использования участка земли является одним из важнейших его параметров. Ведь указанная в документации формулировка обусловливает способ использования данной земли собственником. Именно от этих данных в документах зависит то, что может делать владелец на собственном участке.

На основании каких документов возможно изменить вид разрешенного использования?

Вид разрешенного использования земельного участка возможно изменить на основании следующих документов:

  1. На основании постановления (решения) об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка, принятого уполномоченным органом, в случает отсутствия  на территории муниципального образования утвержденных правил землепользования и застройки. Такое постановление (решение) должно быть направлено в орган кадастрового учета принявшим его органом или заинтересованным лицом с заявлением об учете изменений.
  2. На основании заявления о выбранном виде разрешенного использования правообладателем земельного участка из тех видов, которые установлены Правилами землепользования и застройки.

Какими способами можно представить в орган регистрации прав документы на изменение вида разрешенного использования?

Чтобы получить документы с внесенными изменениями из Единого государственного реестра недвижимости, необходимо обратиться с заявлением на изменение вида разрешенного использования.

  • Следует составить четкий перечень желаемых изменений и планы их воплощения в жизнь;
  • Сделать юридически грамотное обоснование с указанием весомых аргументов. И все же целевое назначение надела стоит сохранить и подвести его под существующую категорию;
  • Соберите подписи соседей под тем, что они не возражают против ваших действий.
  • Разрешительные документы стоит взять у владельцев всех участков, граничащих с вашим.
  • Правильно оформить требуемый пакет бумаг и вместе с ними обратиться к главе местного самоуправления. Взамен документов требуют расписку в их получении с полным перечнем документов. Так поступают при личном обращении.
  • При отсутствии возможности или желания посещать администрацию, заявление со всеми приложениями передают туда регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением. К нему прикладывают опись вложений. Ответ, содержащий удовлетворение просьбы или мотивированный отказ, должен прийти в течение 45 дней.
  1. До 1% от кадастровой оценки участка (не менее 10 тыс. руб.) за нецелевое его использование.
  2. До 0,5% от кадастровой оценки земли (но не менее 3 тыс. руб.) за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения.
  3. До 1,5% от кадастровой оценки земли (но не менее 20 тыс. руб.) за отсутствие строительства на земле, выделенной под ИЖС.
  • Земельный участок выделен под ИЖС, а в планах застройщика возведение многоквартирного жилого дома.
  • Намерение возвести капитальное строение на землях для садоводства или огородничества.
  • Строительство на землях ЛПХ зданий и сооружений, имеющих цель использования получение прибыли.
  • генеральный план – документ, содержащий информацию о развитии земель, принадлежащих муниципалитету. Он определяет направления, виды функциональных зон, меры защиты от ЧС различного характера и предложения по границам земель;
  • правила землепользования включают в себя детализированные сведения о развитии территории, охраны культурных объектов, использования природных ресурсов и иные аналогичные сведения;
  • документы зонирования содержат информацию о функциональных зонах, которые располагаются на принадлежащем муниципалитету наделу. Установлено, что вся земля делится на области, используемые для конкретных целей. В отношении каждой зоны определяется назначение, виды образований и параметры развития;
  • градостроительный регламент определяет параметры каждой из зон, находящихся внутри муниципалитета:
    1. способ применения;
    2. предельные размеры наделов, учитываемые при выделении, требования к строительству;
    3. установленные ограничения, препятствующие отдельным способам использования.
  • направление ходатайства;
  • подготовка и передача пакета справок;
  • рассмотрение компетентным органом возможности перевода конкретной земельной площади в другой ВРИ;
  • принятие акта о переводе объекта и выдача его заявителю;
  • внесение корректировок в реестр.
  • Для начала строительства, что недопустимо на участках, предназначенных для выращивания фруктов и овощей. Это самый частый повод и веская причина для изменения ВРИ участка.
  • С целью увеличения стоимости участка, а известно, что земля, на которой можно вести индивидуальное строительство или возводить многоквартирные дома стоит намного дороже, чем земля, предназначенная исключительно для сельскохозяйственного использования.
  • Если собственник желает возвести на своем участке не жилой дом, а коммерческий объект, приносящий прибыль.
  1. заявление установленного образца на имя главы муниципалитета, заполненное самим собственником (арендатором);
  2. документ, подтверждающий личность землевладельца, для юрлица понадобится выписка из госреестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), а если в процессе задействовано третье лицо понадобится нотариально заверенная доверенность;
  3. выписка из госреестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП), в которой указаны все характеристики ЗУ;
  4. документы, подтверждающие право владения, включая договор долгосрочной аренды;
  5. адресный (ситуационный) план, в котором указываются точные координаты ЗУ, определены границы соседних участков;
  6. если участок находится в аренде, а заявление подает арендатор, необходимо представить письменное согласование с арендодателем;
  7. документы, подтверждающие права на объекты капитального строительства, если последние присутствуют на участке.
  • Заявление заполнено не по форме регламента либо не поддается прочтению.
  • Заявка подписана лицом, не имеющим на это право.
  • На участок наложены ограничения в силу закона, либо он является изъятым из оборота.
  • Сведения в представленных документах противоречивы.
  • Выявленное при анализе документов отсутствие прав на земучасток.
  • Испрашиваемый вид использования надела не соответствует видам, предусмотренным ПЗЗ.
  • Отзыв заявления.
  • Земельный кодекс РФ
  • Федеральный закон от 21.04.2004 года №172-ФЗ .
  • Градостроительный кодекс РФ Статья 37 .
  • Федеральный закон от 23.06.2014 года №171-ФЗ .
  • Приказ Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 г. №540 .
  • Федеральный закон от 30.12.2015 года №221-ФЗ .
  • Федеральный закон от 01.02.2017 года №218-ФЗ .
  • Нормативно-правовые акты муниципальных образований, производящие утверждение ПЗЗ территорий.
  • подача заявления и сопутствующих образцов документации в те же органы местного управления;
  • анализ всей документации по градостроительным, земельным вопросам, планам разделения территорий и застройки — на данном этапе администрацией устанавливается сама возможность внесения корректировок;
  • при положительном решении касательно анализа, документы направляются на дальнейшее рассмотрение на основе декларации;
  • проведение публичных слушаний по вносимым коррективам;
  • протокол слушаний направляется в администрацию, где затем принимается решение.

Как происходит изменение вида разрешенного использования земельного участка в 2018 году

Лицо, которое по документам является собственником, может запросто провести коррекцию вида разрешенного использования, или ВРИ. Все виды разрешенного использования земель классифицируются. Также определенные территориальные зоны могут иметь предназначение, описанное исключительно в градостроительных регламентах. Узнать данные о том, для чего предназначается земля, находящаяся в собственности, можно, обратившись в Росреестр, или Многофункциональный центр.

Иногда собственник не может присутствовать на проведении изменения ВРИ, тогда документами занимается доверенное лицо. Действия проводятся с учётом доверенности, заполненной собственником в соответствии с действующим законодательством. Также подготавливается выписка из ЕГРП. Для удобства изучения ситуации уполномоченными органами также происходит предоставление владельцем адресного или ситуационного плана участка.

Как же установить и, при необходимости, изменить на более подходящий ВРИ участка земли?

  • Градостроительный кодекс РФ. Статья 37 определяет, какие направления использования земельных наделов существуют;
  • Земельный кодекс РФ. Статья 7 устанавливает, какие земли существуют в РФ, а также содержит ссылку на Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. № 540 – классификатор ВРИ;
  • Федеральный закон № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 г. “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”. Закон определяет порядок смены ВРИ, основания для отказа в смене и ряд особенностей.

Порядок изменения вида разрешенного использования любого земельного участка в 2019 году

Инициировать замену вида разрешённого использования может только собственник участка. Лицо, являющееся арендатором, даже если арендует публичную землю, полученную на торгах, не вправе заявлять подобное требование. Предполагается, что при проведении торгов будущий арендатор должен предусматривать, что последующая эксплуатация будет возможна только в определённом направлении.

Заявление на изменение вида разрешенного использования земельного участка можно подать через региональный портал оказания государственных и муниципальных услуг Московской области (РПГУ) или офис МФЦ. Для получения услуги в личном кабинете портала РПГУ необходимо выбрать услугу «Государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества», а затем — «Учет изменений вида разрешенного использования земельного участка».

Нарушая правила использования земли, находящейся в собственности, многие не понимают, что совершают действия, идущие вразрез существующему законодательству. Согласно положениям закона использовать землю можно только в строгом соответствии с ее назначением. Между тем Гражданским кодексом предусмотрена процедура и порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка (ст. 39 ГК РФ). Для чего это надо, и кто готов пройти через процедуру изменения?

Владельцы земельных наделов нередко испытывают потребность в изменении возможностей их использования. Устанавливается вид разрешенного использования муниципалитетом при формировании надела и указывается в документации при его переходе в аренду или собственность лицам физическим и юридическим. Чтобы расширить возможности участка, потребуется изменить вид разрешения. Все изменения должны вноситься с соблюдением норм законодательства.

  • населенных территорий, где разрешается возведение строений в рамках развития территорий городских и сельских поселений;
  • сельхозназначения с ограничением по использованию;
  • отведенные под объекты промышленности, энергетики, связи и т.д., а также используемые в целях военных разработок, объектов космического направления и гос.безопасности;
  • заповедные и охраняемые территории;
  • лесничество, охраняемых зон вблизи водоемов;
  • участки запасного назначения.
  • Заявление установленного образца (выдает Росреестр);
  • Копию Правил Землепользования и застройки с указанием возможного вида разрешенного использования для данной территории (где взять писал выше);
  • Декларацию о выбранном виде разрешенного использования земельного участка в виде, как указано в Правилах Землепользования и застройки.

«С 1 января 2019 года во всех муниципальных образованиях Московской области утверждены правила землепользования и застройки территории (ПЗЗ). Теперь территория муниципальных образований разбита на территориальные зоны, для каждой из которых предусмотрены определенные виды разрешенного использования.

Распространенными категориями, которые наиболее часто переводят в другое использование, являются земли населенных пунктов, а также сельхозназначения. Изменение разрешения касается, как правило, получения возможности построить жилой дом, зарегистрировать и прописаться для постоянного проживания. А для этого участок должен иметь статус ИЖС.

  • сельскохозяйственные. Сюда входят пашни, сенокосы, виноградники, а также здания, сооружения, дороги, комплексы, которые используются для перевозки и первичной обработки продукции;
  • земли населенных пунктов. Эти земельные участки находятся в границах поселений и предназначены для жилой застройки;
  • промышленные и иного специального назначения. Эта категория предназначена для таких сфер деятельности, как транспорт, энергетика, связь, космонавтика, оборона и т. д.;
  • охраняемые территории и объекты. Эти территории полностью контролирует государство в связи с природной, культурно-исторической или научной ценностью участка;
  • земли лесного фонда. К ним можно отнести территории, покрытые лесами, или участки, где планируется их восстановление;
  • земли водного фонда. Этот вид представлен водными объектами и гидротехническими сооружениями;
  • земли запаса. Принадлежат государству. Их эксплуатация допускается только после перевода в другую категорию, который должен быть юридически зарегистрирован и обоснован.

Согласно ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой принимается главой местной администрации.

Торгово-промышленная палата Московской области в рамках соощает, что с 1 января 2019 года во всех муниципальных образованиях Московской области утверждены правила землепользования и застройки территории (ПЗЗ). Это означает, что поменять вид разрешенного использования вы сможете лишь на тот, который утвержден для соответствующей территории в рамках ПЗЗ.

Порядок изменения вида разрешенного использования любого земельного участка в 2019 году

Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение разрешенного использования земельного участка (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Изменение разрешенного использования земельного участка «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.

2004 N 190-ФЗ(ред. от 31.12.2019) 3. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ(ред.

Согласно нормативным актам нашей страны, каждый земельный участок подлежит обязательной классификации и должен использоваться только согласно присвоенной ему категорией. Это необходимо для определения статуса объекта и защиты некоторых площадей от нерационального или незаконного использования – особо охраняемые, лесные фонды и т. п.

«С 1 января 2018 года во всех муниципальных образованиях Московской области утверждены правила землепользования и застройки территории (ПЗЗ). Теперь территория муниципальных образований разбита на территориальные зоны, для каждой из которых предусмотрены определенные виды разрешенного использования.

  1. Вид разрешенного использования земельного участка может меняться только по той схеме, которая имеется на этой территории зонирования.
  2. Нужно составить заявление и направить его в местную администрацию.
  3. После этого проводятся слушания, которые должны быть публичными. В них должны принять участие граждане, которые проживают в этом районе. На слушаниях могут присутствовать и правообладатели смежных территорий, в качестве которых могут выступать не только собственники, но и арендаторы участка.
  4. Все участники проведенного мероприятия предоставляют свои предложения. А результаты обязательно публикуются.
  5. На основе заключения организовавшей слушания комиссии принимается решение, которое может изменить вид использования земли. Но иногда в данном изменении отказывают.
  • дарение,
  • продажа,
  • завещание,
  • использование в качестве залогового фонда

потребует надлежащего решения земельного вопроса.

Не удастся прописаться в доме, построенном на участке, не предназначенном для строительства жилья.

Чтобы добиться законной регистрации на собственной жилплощади придется получить положительное решение суда.

При обращении в судебную инстанцию следует учитывать Российские реалии — на землях сельхозназначения, как правило, узаконить жилую постройку не получится.

Могут возникнуть сложности и при оформлении дачного дома на сельхозземлях. На некоторых участках полностью запрещено возведение каких-либо построек и изменить ситуацию можно либо сменой целевого использования надела, либо более простым способом — сменить ВРИ участка.

Также это возможность легально развивать свой бизнес на земле, максимально используя преимущества ее расположения.

Если собственник не обратился заранее в администрацию поселения и органы государственной власти, то он имеет возможность с помощью органов государственного кадастрового учета осуществить межведомственный запрос для получения готового решения, которое обязаны вынести сотрудники муниципалитета, для оформления заключительного решения о возможности изменения ВРИ земельного участка либо об отказе в смене ВРИ.

При этом собственнику обязательно придется оповестить население через СМИ.

По итогам мероприятия комиссией оформляется заключение. Именно на его основании в дальнейшем принимается решение о возможности смены вида использования.

Порядок изменения вида разрешенного использования любого земельного участка в 2019 году

После рассмотрения ходатайства и проверки поступивших сведений, администрация выдает на руки заявителю акт о переводе участка в другой ВРИ.

Сроки такой проверки регламентированы местной властью, как правило, все процедура завершается в двухмесячный период. В том случае, если публичные слушания не проводятся, процедура заканчивается по истечении 30 дней.

  • сельхозназначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленного или специального назначения;
  • лесного или водного фонда;
  • запаса.
  1. Для нужд сельского хозяйства, под посевы, использовать по-другому запрещено Законом.
  2. Под городское и сельское строительство, земли населенных пунктов.
  3. Категория земель под строительство промышленных, энергетических объектов, строительство вышек телевещания, мобильной связи. Сюда относят земли, используемые для обеспечения госбезопасности, космических и военных объектов.
  4. Земли заповедников и других охраняемых объектов.
  5. Под лесное хозяйство.
  6. Земли, относящиеся к водным ресурсам.
  7. Земли запасного назначения.
  • Под ведение сельхоз работ, в том числе и переработку продукции.
  • Для организации личного подсобного хозяйства в поле или на приусадебном участке.
  • Под разведение садов и огородов.
  • Под строительство низко этажных дачных домиков.
  • Для создания крестьянского или фермерского подворья.
  • Под строительство индивидуального капитального дома.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка: новеллы 2018 года и судебная практика

  • виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
  • предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
  • ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов, а также изменять его самостоятельно.

Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок, на основании осуществления определенных процедур зонирования территорий.

В рамках обсуждения темы изменения вида разрешенного использования земельного участка необходимо обратить внимание, что в случае, если собственник выразил желание изменить вид использования на не предусмотренный градостроительным регламентом, то в этом случае изменение осуществляется в порядке, установленном статьями 31, 32, 33 ГрК РФ, путем принятия нормативного акта о внесении изменений в ПЗЗ.

Основания для отказа в изменении разрешенного вида использования земельного участка

Порядок изменения вида разрешенного использования любого земельного участка в 2019 году

Возможность смены ВРИ земли установлена на законодательном уровне.

Вопрос регламентируется следующими НПА:

  • Земельный кодекс РФ
  • Федеральный закон от 21.04.2004 года №172-ФЗ.
  • Градостроительный кодекс РФ Статья 37.
  • Федеральный закон от 23.06.2014 года №171-ФЗ.
  • Приказ Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 г. №540.
  • Федеральный закон от 30.12.2015 года №221-ФЗ.
  • Федеральный закон от 01.02.2017 года №218-ФЗ.
  • Нормативно-правовые акты муниципальных образований, производящие утверждение ПЗЗ территорий.

Для некоторых земель регламенты не разрабатываются. К ним относят, к примеру, земли сельхозназначения, расположенные под лесом, покрытые водой и некоторые другие.

  • Вид разрешенного использования (ВРИ) подразумевает наличие ограничений на строительство. Особенности также определяются той территориальной зоной, в которую входит конкретный участок.

Поводом для отказа поменять ВРИ территории являются:

  • Ситуации, связанные с ненадлежащей подачей документов, наличие искаженных, противоречивых, недостоверных данных в письменном обращении или в документах, являющихся приложениями к обращению;
  • Несовпадение требуемого ВРИ участка земельного массива с государственными категориями землепользования, существующими в специальном госкадастре недвижимого имущества и сделок с ним;
  • Если нет данных о территории собственника в ЕГРН;
  • Несовпадение ВРИ территории собственника с Классификатором вариантов допустимого землепользования, принятым 1.09.2019 года;
  • Если нет согласия любого владельца участка земли, в отношении которого требуется сменить ВРИ;
  • Если инициатор смены ВРИ владеет территорией на правах аренды, полученных в результате проведения ОМС аукциона;
  • Если координаты территориальных зон не зафиксированы в едином государственном кадастре недвижимости, а ВРИ земли не совпадает с основными видами допустимого применения ПЗЗ, ППТ, ПМТ;
  • В случае если территория, в отношении которой намереваетесь провести изменение ВРИ, расположена в санитарной зоне производственного комплекса. Информацию об этом можно получить в выписке из ИСОГД;
  • В случае, если пределы территории собственника накладываются на границы территории, находящейся в собственности государственных структур или муниципалитета. Аналогичная ситуация в случае совмещения границ территории с землями лесного фонда;
  • Если запрашивается проведение смены ВРИ земли относительно общих придорожных территорий существующих объектов дорожного строительства и объектов, находящихся на стадии разработки и планирования;
  • При несовпадении ВРИ территории владельца с категорией землепользования, которое допустимо к эксплуатации в охраняемой зоне с объектами культурного наследия;
  • Если требуемый ВРИ территории не совпадает с видами допустимого распоряжения землей в зоне водоохранной и прибрежной полосы;
  • Если заявитель отказывается оплатить объявленную стоимость за проведение смены ВРИ.

Выше перечислены базовые причины отказа в смене ВРИ территории, принадлежащей собственнику.

Подробная инструкция

Обратиться с заявлением на изменение вида разрешенного использования земельного участка имеют право собственники земли, а также арендаторы при условии получения согласия собственника надела, если он меняет не самостоятельно.

Подготовка к смене ВРИ земли начинается с изучения перечня возможных целей использования земельных наделов, закрепленных действующими на территории вашего муниципалитета градостроительными регламентами и ПЗЗ.

Получить искомую информацию можно на официальном сайте Росреестра или при личном визите в офис ведомства.

Выбрав наиболее подходящий к цели предполагаемого использования новый ВРИ земли, займитесь подготовкой пакета сопроводительных документов, необходимых для подачи заявки в местную администрацию.

Жилые дома для КФХ

Законопроектом предусматривается возможность строительства жилого дома на земельном участке, предоставленном крестьянскому (фермерскому) хозяйству (далее – КФХ). При этом в целях недопущения злоупотребления данным правом и исключения застройки земель сельскохозяйственного назначения законопроектом предлагается установить целый ряд ограничений к параметрам такого жилого дома (не более трех этажей и не более 500 кв.

м), а также запретить образование под ним земельного участка и его перепродажу. Кроме того, такой дом, согласно законопроекту, может быть предназначен для проживания только членов КФХ (п. 5 ст. 78 Земельного кодекса РФ, п. 2.1 ст. 11 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», далее – Закон № 74-ФЗ, в редакциях законопроекта).

Министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Андрей Разин отметил, что, например, в Московской области насчитывается около 6-9 тыс. КФХ, при этом из них только около 1 тыс. реально занимаются фермерской деятельностью – пашут, сеют и т. д. В связи с этим министр считает, что нужно подумать о дополнительных ограничениях в отношении права КФХ на строительство жилого дома. По его мнению, нельзя допускать того, чтобы земли сельскохозяйственного назначения использовались, например, для возведения коттеджных поселков.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона № 74-ФЗ КФХ представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Реализация продукции собственного производства относится к основным видам деятельности КФХ (п. 1 ст. 19 Закона № 74-ФЗ). Таким образом, например, ИП, владеющий магазином и имеющий статус фермерского хозяйства, тоже получит право на строительство жилого дома на участке, предоставленном ему для ведения сельскохозяйственной деятельности.

Андрей Разин считает, что такие поправки могут создать почву для злоупотреблений – может вырасти количество «фейковых» КФХ. В качестве варианта доработки норм о КФХ, отметил он, можно разрешить строить дома только на участках тех КФХ, которые пользуются финансовой или иной поддержкой государства. По мнению эксперта, факт оказания такой поддержки легко установить и он подтверждает «реальность» осуществляемой КФХ сельскохозяйственной деятельности.

В каких формах может существовать КФХ? Ответ узнайте в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Министр указал также на проблему отсутствия прямой связи между видом разрешенного использования земельных участков и осуществляемой на них деятельностью КФХ. Так, согласно ст. 39.18 Земельного кодекса РФ возможно предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, а также для осуществления КФХ его деятельности.

Между тем, классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540, такой вид использования, как осуществление деятельности КФХ не предусмотрен, в то время, как остальные виды деятельности, поименованные в упомянутой ст. 39.

Василий Корякин сообщил о возможности исключения норм о КФХ из обсуждаемого законопроекта. Однако планируемые поправки в отношении фермерских хозяйств все равно будут разрабатываться в Госдуме, может быть, в рамках подготовки уже нового специального проекта.

Причины отказа

Порядок изменения вида разрешенного использования любого земельного участка в 2019 году

Любой из собственников может пользоваться своей земельной площадью исключительно в рамках ее предназначения.

Например, категорически возбраняется застраивать сельскохозяйственную территорию жилым комплексом. Если подобный факт был выявлен, последуют определенные санкции.

В некоторых случаях вообще запрещается менять тип использования.

Чтобы узнать, можно ли совершить указанную процедуру, следует запросить выписку из кадастра, в которой будет указан ВРИ, закрепленный за участком в текущий момент. Кроме того, придется проанализировать положения землепользования и застройки для данного места.

После чего заинтересованные собственники могут прибегнуть к достаточно непростой процедуре по смене типа разрешенного использования. Мероприятие будет зависеть от текущего ВРИ местности и от того, вида, который требуется присвоить, а именно, основной тип, вспомогательный или разрешенный условно.

Исчерпывающий перечень причин для отказа в смене ВРИ надела определен законами РФ. Как правило, это:

  • Несогласие участников слушаний с будущей сменой характеристики земли.
  • Отсутствие правовых оснований для проведения процедуры.
  • Выявленный недостаток необходимых документов.

Порядок изменения вида разрешенного использования любого земельного участка в 2019 году

Полный перечень причин для отказа в оказании госуслуги приводится в тексте административного регламента по ее предоставлению.

Отказать в оказании услуги органы власти могут по любому из этих оснований. Причина отказа обязательно указывается в тексте решения. После устранения причины отказа, заявление может быть подано повторно.

Ключевые замечания экспертов по законопроекту

Свои рекомендации по доработке проекта дали профессор кафедры высшей школы урбанистики НИУ «ВШЭ» Олег Баевский и профессор кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, д. ю. н. Геннадий Волков. Оба эксперта прежде всего обратили внимание на необходимость корректировки понятия разрешенного использования земельных участков.

Согласно п. 1 ст. 14.1 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта разрешенное использование земельного участка представляет собой допустимое использование земельного участка, которое определяется в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Геннадий Волков указал на то, что подобное определение понятия содержит логическую ошибку («то же через то же» или «idem per idem»).

По его оценке, недопустимо использовать в законе тавтологичное определение, а представленная в проекте формулировка не раскрывает суть того, что имеется в виду под разрешенным использованием. Олег Баевский предложил дать предметное определение, то есть указать, что в разрешенное использование включаются соответствующие виды допускаемой для осуществления на земельном участке деятельности, виды зданий, сооружений, которые могут на нем размещаться.

Он отметил также некорректность формулировки п. 3 ст. 14.1 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта, поскольку сейчас из нее следует, что регламентами использования земель охватываются все территории. Формулировка выглядит таким образом, как будто вопрос регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения остается неразрешенным.

Геннадий Волков указал, что считает проблемным п. 10 ст. 14.1 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта, закрепляющий, что разрешенное использование земельного участка считается установленным со дня внесения в ЕГРН сведений о виде или видах такого использования. По его мнению, возникает правовая неопределенность в отношении выяснения момента установления разрешенного использования участка, поскольку в соответствующих регламентах использования земель также фиксируются виды разрешенного использования.

При этом, например, сроки внесения сведений о разрешенном использовании участков в ЕГРН и вступления в силу соответствующих регламентов, которые являются НПА, могут разниться. Эксперт считает, что такого рода неопределенность может нанести ущерб единообразию в правоприменении и заключает в себе коррупционные риски.

Андрей Максимов в целом оценил законопроект положительно, но высказал при этом несколько замечаний, по которым требуется доработка:

  • не ясна корректировка п. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ, согласной которой установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований исключается из полномочий органов местного самоуправления, в то время, как это полномочие является их ключевым инструментом влияния на развитие территорий;
  • нуждается в изменении формулировка п. 6 ст. 14.2 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта, согласно которой в случаях, если эксплуатация не соответствующих регламенту использования земель участков и находящихся на них зданий, сооружений опасна для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на их использование – представляется, что при наличии указанных рисков речь должна идти об обязанности (а не о праве) наложения уполномоченными органами запрета на использование таких участков или зданий, сооружений;
  • не совсем понятен смысл планируемых изменений подп. 4 п. 3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ, предполагающих исключение земельных участков, на которых располагаются отличные от многоквартирных домов здания, сооружения, из числа участков, которые образуются в границах жилых районов и микрорайонов исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
  • вызывает вопросы п. 15 ст. 1 законопроекта, согласно которому п. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ планируется дополнить формулировкой о том, что при отчуждении собственником зданий, сооружений, находящихся на неделимом земельном участке, у других участников долевой собственности не возникает права на преимущественную покупку доли в праве собственности на участок – не ясно, для чего делается такая оговорка, учитывая то, что и без этого действует принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Василий Корякин согласился с необходимостью корректировки законопроекта в части уточнения терминологии и формулировок. В отношении некоторых замечаний он дал свои пояснения.

Во-первых, он отметил, что установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований не исключается из полномочий органов местного самоуправления, поскольку в ст. 8 Градостроительного кодекса РФ и ст. 14, ст. 15, ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г.

Во-вторых, он пояснил, что предполагаемые изменения подп. 4 п. 3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ нацелены на обеспечение возможности образования в жилых районах земельных участков правообладателями зданий, сооружений, не относящихся к многоквартирным жилым домам, на основании схем территориального планирования, а не исключительно на основании проекта межевания территории, как это предусмотрено сейчас.

В жилых районах могут располагаться не только жилые дома, но и иные объекты – магазины, аптеки, точки предоставления бытовых услуг и т. д. В настоящее время правообладатели таких объектов вынуждены самостоятельно осуществлять подготовку проекта межевания территории при отсутствии уже утвержденного проекта, если хотят образовать земельный участок.

При этом подготовка проекта межевания может обойтись хозяйствующим субъектам в несколько млн руб. Планируемыми поправками предлагается облегчить положение таких правообладателей, разрешив им образовывать участки на основании схем территориального планирования при условии отсутствия утвержденного проекта межевания территории. Как ожидается, это благоприятно повлияет и на развитие жилых районов в целом.

Каковы сроки и стоимость оформления

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, предусматривающих размещение объектов, указанных в п. 1.3 Порядка, признается использование не менее 20% общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (п. 1.5 Порядка).

Общий срок рассмотрения заявления и представленных документов не превышает двух месяцев (60 дней). В указанный период входит и срок для назначения и проведения публичных слушаний с участием жителей муниципального образования.

На практике, общий срок рассмотрения документов существенно уменьшается, если происходит перевод земель под цели жилищного строительства.

Услуги по изменению категории земли чаще всего заказывают крупные инвесторы для жилого строительства в Московской области, а стоимость услуг варьируется в зависимости от значения показателя плотности застройки.

Однако, дополнительные расходы потребуются при изготовлении технического плана и регистрации изменений в учреждении Росреестра.

В основном сроки получения разрешения зависят от коллегии административного совета, в некоторых случаях, если трудно сразу дать ответ, то срок продлится до 30 рабочих дней. А вот регистрация нового участка проходит в более сжатые сроки, но новым законодательным актам до 10 — 12 дней.

Теперь вы знаете, как происходит изменение вида разрешенного пользования, где его оформляют и какие участки подпадают под изменение.

Сбор некоторых документов, проведение административных процедур потребует финансовых расходов. Приведем в таблице основные статьи затрат.

Наименование процедуры Стоимость для граждан, руб. Стоимость для коммерческих структур, руб.
Получение выписки из ЕГРН 300-750 600-2200
Внесение изменений в Земкадастр 245-350 700-1000
Межевание земли и изготовление техдокументации* 5000-30000 8000-35000
Регистрирование прав на участок* 2000 22000

*​ — требуется при отсутствии подтвержденных документами прав на участок.

Заключение

Смена ВРИ земельного надела – процедура важная и необходимая. С одной стороны – это возможность на законных основаниях хозяйствовать на своей земле, с другой – возможность сэкономить на налогах или напротив, увеличить кадастровую, а значит и рыночную стоимость земли.

Весь процесс смены ВРИ земельного участка от подачи соответствующего заявления до момента внесения изменяющих записей в Земельный кадастр занимает от 1,5 до 2,5 мес.

Часть этапов процедуры является платной, к этому надо быть готовым заранее, чтобы из-за несвоевременной оплаты госпошлины не отодвинуть время получения необходимой вам выписки. Кроме того у вас всегда есть возможность выбора – пройти весь путь самостоятельно, либо доверить работу юристу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про юриспруденцию