Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае (с изменениями на 5 апреля 2019 года)

Иные вещные земельные права

Какие документы требуются для оформления аренды участка от арендатора? Это вопрос зависит от статуса сторон.

Реквизиты правоустанавливающих документов обычно прописывают в договоре.

https://www.youtube.com/watch?v=DSYQgrh_s00

Когда один из участников сделки является юрлицом, у него могут запросить: свидетельство о регистрации, ИНН, копия устава, доверенность на подпись договоров от юрлица, выписка из ЕГРЮЛ пр.

Если землю в аренду планируется получить у государства, то помимо стандартного пакета документов от физических и юридических лиц, сторона должна составить заявление о намерении арендовать участок.

По закону земля должна передаваться на основании торгов, победителем которых становится участник, предложивший самую высокую цену. Для участия в торгах пишется заявление и вносится залог (для подтверждения его внесения нужна квитанция). Аукцион не проводится, если на участок есть только один претендент.

2. собственники объектов незавершенного строительства,

3. арендаторы, получившие участок без торгов или на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.

Рассмотрим по порядку счастливчиков, имеющий право продлить аренду без торгов.

Если вы получили землю для сельхоз. производства, то у вас имеется возможность продлить аренду без торгов.

Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае (с изменениями на 5 апреля 2019 года)

а) первое условие – отсутствие неустранимых нарушений при использовании земельного участка.

Иными словами, в уполномоченном органе, который осуществляет государственный земельный надзор, должна отсутствовать информация о выявленных нарушениях в использовании земли.

б) второе условие – подать заявление о продление аренды нужно до истечения срока действия предыдущего договора.

Другими словами, не нужно ждать пока аренда закончится.

При подаче заявления на продление аренды предусмотрительно укажите правовое основание: подпункт 31 пункт 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, потому что у большинства чиновников мозги заточены под выдачу земли на аукционе, и они по привычке могут начать вам сказки рассказывать.

Обратите внимание!

Не одно, не два, и даже не десять, а 53 основания.

Без торгов земельный участок можно получить:

  • в собственность бесплатно                       —   9 оснований;
  • обственность за плату                               — 10 оснований;
  • в аренду                                                      — 16 оснований;
  • в безвозмездное пользование                  — 14 оснований;
  • в постоянное (бессрочное) пользование —   4 основания.

Чтобы выбрать самое подходящее основание, придется 10 часов напряженно изучать Земельный кодекс.

Аренда земельного участка без торгов в 2019 году, часть 2-ая.

Однако есть более легкий способ.

Понимая законные правила игры, вы получите землю, потому что она принадлежит вам по праву рождения.

При этом чиновничье лукавство и алчность не смогут вам помешать.

Продление аренды земельного участка в 2019 году

Граждане, которые хотят получить надел, интересуются, какие документы нужны для аренды земельного участка. Перед оформлением бумаг потребуется составить в соответствии с Земельным кодексом РФ договор.

  • права сторон;
  • обязанности арендатора и арендодателя;
  • срок аренды.

Государственные органы считаются собственниками надела и действуют через исполнителя.

Для вступления договора в силу требуется его государственная регистрация. Для этого также собирается определенный пакет документов.

В последнее время были внесены некоторые правки в федеральные законы. Так, новшества коснулись договоров аренды земель, которые направляются для комплексного освоения или дачного хозяйства. Составляются отдельные виды соглашений с приложением проектов планировки и межевания.

Заявление

Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае (с изменениями на 5 апреля 2019 года)

Далее в основном тексте указываются сведения о заявителе:

  • ФИО;
  • адрес проживания;
  • дата рождения;
  • паспортные данные.

Если заявление составляется от имени юрлица, то прописываются наименование фирмы, адрес ее расположения и данные руководителя.

Ниже отмечаются контактные сведения и приложения. Завершается документ подписью составителя и датой оформления.

Учредительными документами для юридического лица являются:

  • устав;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет ИНН;
  • свидетельство о регистрации в качестве юрлица ОГРН;
  • документ о выборе руководителя (генерального директора).

Также отдельно выделяют выписку из ЕГРЮЛ.

Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае (с изменениями на 5 апреля 2019 года)

Перед получением выписки из ЕГРЮЛ потребуется оплата государственной пошлины в размере 200 рублей. Документ выдается в течение пяти дней.

Часто граждане РФ хотят приобрести небольшую территорию и перевести вид ее применения в другую целевую категорию. Этот процесс и порядок его исполнения регулирует закон № 172. Общие законодательные нормы ЗК и различные действующие в РФ ФЗ гласят, что в России имеется несколько групп земельных участков:

  • земли населенных пунктов;
  • территории для ведения промышленности;
  • сельскохозяйственные участки;
  • земли лесного, водного и охраняемого фонда;
  • земли запаса.

После того как будет подписан договор о покупке имущества, новый собственник может попытаться осуществить его перевод в другую категорию пользования, например, жилых поселений, но для этого надо располагать вескими основаниями. Прежде чем осуществить перевод, начать строительство или другие действия в отношении участка, надо провести экологическую экспертизу. Только по ее результатам власти разрешат переоформить землю из одной категории целевого пользования в другую группу.

Закон обязывает лиц, которые планируют перевести землю в другую категорию, подать заявление об этом в исполнительный орган власти на территории поселения заявителя. В ходатайстве важно указать:

  • контактные данные лица;
  • кадастровые и технические характеристики участка;
  • подтверждение права собственности и распоряжения землей (договор покупки, дарственная, завещание);
  • основания для перевода земель, например, из сельскохозяйственных в категорию населенных пунктов.

Важно грамотно составить ходатайство. Во избежание ошибок следует использовать правильный образец. К заявке необходимо приложить комплект справок. Если документы будут оформлены неправильно или ходатайство подает лицо, не имеющее на это полномочий, соискатель получит отказ из администрации поселения.

Он выносится в письменном виде и направляется по месту регистрации заявителя. Срок, в течение которого надо ждать ответ — 30 дней. Отказ муниципальных органов в осуществлении перевода земли из одной группы в другую категорию пользования можно обжаловать в судебном порядке, как это предусматривают действующие ФЗ.

Земельное право в России

Несмотря на очевидную связь с гражданским земельное право – это самостоятельная отрасль. Такой подход обусловлен статусом земли как уникального природного объекта, который неперемещаем и незаменим. С ним связаны и другие компоненты окружающей среды: недра, леса, вода, животный и растительный мир. К тому же она является основой жизнедеятельности человека. Все это подтверждает исключительную важность земли и требует особого правового регулирования.

Для начала рассмотрим понятие земельного права. ЗП – это совокупность законодательных норм, регулирующих общественные отношения при:

  • реализации вещных прав на участки при гражданском обороте земель;
  • ограничении права использования;
  • образовании новых наделов;
  • обеспечении их рационального использования.

С точки зрения ЗП, земля – не только недвижимость, включенная в гражданский оборот и являющаяся объектом прав и обязанностей, но и природный ресурс, который требует специального регулирования и охраны.

В связи с этим обособлено место земельного права в системе российского права. Во-первых, оно должно обеспечить баланс между интересами собственников участков как недвижимости и интересами общества, чьим достоянием земля является как природный объект. Во-вторых, исключительные характеристики (нерукотворность, ограниченность) выделяют ее из общего числа объектов недвижимости, что оправдывает выделение ЗП в самостоятельную отрасль.

Глава I. Общие положения

Территория Российской Федерации наделена огромными земельными ресурсами, часть из которых по-прежнему не разграничена и не распределена. В случае если заинтересованное лицо желает получить в пользование надел, но при этом не имеет достаточных средств для выкупа его в собственность, существует возможность взятия участка в аренду у государства при условии своевременной выплаты арендной стоимости такового.

Арендодателем в данном случае выступает тот орган исполнительной власти, которому принадлежит земельный надел. Нанимателем же может быть как гражданин РФ или иного государства, так и юридическое лицо. При этом в последнем случае, организация должна обладать разрешением на ведение деятельности в пределах России.

Понятие земельного права

Договор аренды земельного участка относится к гражданско-правовым сделкам и регулируется положениями Гражданского кодекса.

 Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам: Москва  7(499)350-66-30, Санкт-Петербург  7(812)309-36-67. 

Отдельные положения законодательного регулирования и условия договоров аренды содержатся в Земельном кодексе, в котором указывается специфика предмета аренды – участка земли.

На земельное законодательство нужно ориентироваться при решении таких вопросов как:

  • определение объекта недвижимости; получение земли у муниципалитета;
  • определение категории и целевого предназначения участка;
  • порядок регулирования прав собственности в отношении недвижимости;
  • вопросов дальнейшего выкупа земли.

Договор может заключаться на определенный период, либо быть бессрочным. По завершении действия аренды у сторон есть возможность продлить его действие или расторгнуть. Некоторые договора содержат указание на возможность выкупить землю у арендодателя и условия ее выкупа.

Метод земельного права

Если в качестве арендодателя выступает государство, то к нормативной базе, которая регулирует его деятельность, можно отнести 161-ФЗ о развитии ИЖС, 101-ФЗ об обороте с/х земель, 201-ФЗ об изменениях в Лесном кодексе.

Земельное законодательство Краснодарского края состоит из настоящего Закона и иных законов Краснодарского края, принимаемых в соответствии с федеральным законодательством.

Настоящий Закон является основой для других законов и иных нормативных правовых актов Краснодарского края, содержащих нормы земельного права.

Высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края и органы исполнительной власти Краснодарского края в пределах своих полномочий вправе издавать правовые акты, содержащие нормы земельного права.

На основании и во исполнение земельного законодательства Российской Федерации и земельного законодательства Краснодарского края органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе издавать акты, содержащие нормы земельного права.

В случае противоречия правовых актов органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в Краснодарском крае, содержащих нормы земельного права, настоящему Закону применяются положения настоящего Закона.

(в ред. Закона Краснодарского края от 31.05.2005 N 871-КЗ)

высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края — в отношении земель, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности;

органами местного самоуправления — в отношении земель, находящихся в муниципальной и частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.

(в ред. Закона Краснодарского края от 06.03.2014 N 2923-КЗ)

1) принимает законы Краснодарского края в области земельных отношений;

2) устанавливает порядок владения, пользования и распоряжения землями, находящимися в государственной собственности Краснодарского края;

3) согласовывает решение органа местного самоуправления о создании особо охраняемой природной территории, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем 5 процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования;

4) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края.

(в ред. Закона Краснодарского края от 04.05.2018 N 3793-КЗ)

Права собственности на земельный участок

1) управляет и распоряжается (в том числе предоставляет) земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, непосредственно или через специально уполномоченный им орган исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению (в том числе предоставлению) земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края;

2) принимает акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;

(п. 2 в ред. Закона Краснодарского края от 11.12.2018 N 3919-КЗ)

3) утратил силу. — Закон Краснодарского края от 11.12.2018 N 3919-КЗ;

4) утверждает перечни особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством;

5) утратил силу. — Закон Краснодарского края от 05.04.2019 N 4002-КЗ;

6) устанавливает порядок определения размера арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду без торгов, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, предоставленные в аренду без торгов, государственная собственность на которые не разграничена;

7) устанавливает категории работников организаций отдельных отраслей экономики, имеющих право на получение служебных наделов, и условия их предоставления;

8) утверждает перечень средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений по вопросам, связанным с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений;

9) определяет специально уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края;

10) в случаях, установленных федеральными законами, утверждает схемы расположения земельных участков, которые могут быть образованы из находящихся в федеральной собственности земельных участков, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;

11) устанавливает содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации;

12) для целей перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию утверждает критерии отнесения сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения к землям, непригодным для осуществления сельскохозяйственного производства, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

13) устанавливает порядок определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи без проведения торгов;

14) устанавливает порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

15) устанавливает порядок определения платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

Правовое регулирования земельных отношений

16) определяет порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации), виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации;

17) утратил силу. — Закон Краснодарского края от 11.12.2018 N 3919-КЗ;

18) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края.

Система ЗП

Система земельного права как отрасли права является совокупностью правовых институтов, сформированных из групп законодательных норм, каждая из которых направлена на регулирование однородных видов земельных отношений. Проще говоря, это внутреннее деление права на взаимосвязанные элементы, состоящие из тех или иных правовых норм, обладающих качественным единством.

Система земельного права состоит из общей и особенной частей. Первая определяет базовые нормы земельного правопорядка и правовой режим, присущий для всех участков и субъектов правоотношений.

Признание прав на землю

В особенной части систему земельного права составляют юридические институты, устанавливающие правовой режим в отношении отдельных категорий паев – участков, законодательно разделенных по целевому назначению и разрешенному использованию.

Учитывая состав территорий, утвержденный ст. 7 ЗК, выделяют 7 категорий таких земель. В особенной части ЗП к институтам земельного права относят правовые режимы участков:

  • сельхозназначения;
  • населенных пунктов;
  • специального назначения: промышленности, энергетики, транспорта, обороны и так далее;
  • особо охраняемых территорий: национальных парков, историко-культурных заповедников;
  • лесов;
  • водного фонда;
  • запаса.

Каждый из указанных институтов занимает свое место в строгой иерархической последовательности. Более того, отдельные группы могут формировать более сложные институты. Например, государственное землеуправление включает земельный кадастр, органы управления земельным фондом, землеустройство, контроль и так далее.

Ограничения в аренде земли

Получить надел в аренду невозможно, если его границы расположены в пределах следующий территорий:

  • заповедники, парки и прочие природоохранные зоны;
  • территории, относящиеся к особым ведомствам РФ – вооруженным силам, ФСБ, государственной охране;
  • границы закрытых административно-территориальных образований;
  • территории, отданные под захоронения химических, радиоактивных отходов;
  • объекты, предназначенные для охраны государственных границ.

Осуществляя самостоятельный подбор участка крайне важно собрать информацию относительно категории земли, где расположен выбранный участок. Ограничения повлекут за собой отказ в предоставлении аренды.

Сроки аренды

  1. Краткосрочная аренда. Предполагает передачу земельной территории в распоряжение нанимателя на срок от 1 до 5 лет.  Чаще всего применяется в случае строительства либо реконструкции уже имеющихся на ней строений либо для завершения работ над недостроенным объектом. По окончании срока нанимателю предоставляется возможность продления договора.
  2. Длительная аренда. В этом случае участок передается в пользование заинтересованному лицу на срок от 5 до 49 лет. Такой вариант стоит выбрать в случае, если наниматель имеет своей целью строительство дома, ведение и развитие подсобного хозяйства либо если в дальнейшем арендатор желает выкупить и оформить надел в собственность.

Именно длительная аренда считается оптимальным сроком для юридических лиц, желающих использовать территорию для развития коммерческой, промышленной деятельности.

Существует еще один вариант пользования земельным наделом, находящимся в собственности государства – бессрочная аренда. В данном случае, стороны не оговаривают срок использования территории, фиксируя в договоре лишь его верхнюю границу – 49 лет. В любой момент наниматель либо арендодатель могут расторгнуть соглашение, предварительно уведомив об этом вторую сторону.

Предмет и метод ЗП

Вышеописанные правоотношения вокруг земли как основы жизнедеятельности составляют предмет земельного законодательства. Будучи одновременно природным объектом, недвижимостью и средством производства, земля обуславливает специфику этих правоотношений как самостоятельного предмета правового регулирования.

Государственные земли

Эти законы распространяются на предмет ЗП лишь в том случае, если возникающие отношения не урегулированы земельным законодательством.

Способ воздействия законодательных норм на участников отношений представляет собой метод земельного права и управление возникающими в его рамках правоотношениями.

В основном регулирование осуществляется путем издания отраслевых нормативно-правовых актов. При этом используются стандартные методы, присущие гражданскому праву:

  1. Императивный. Устанавливает ограниченные варианты действий субъектов отношений, возлагает на них обязанности и законодательные запреты, например, не позволяет иностранным гражданам иметь в собственности сельскохозяйственные угодья.
  2. Диспозитивный. Предполагает предоставление участникам отношений свободы действий по отношению к объекту вещных прав, в частности, к земельным участкам.

Баланс и органическое единство их использования обеспечивает земельное законодательство. Таким образом, предмет ЗП и методы его правового регулирования составляют основные признаки земельного права, которые выделяют его из числа других правовых отраслей.

Варианты получения земли в аренду

  1. Аукцион по инициативе органа власти. В этом случае информацию о намечающихся торгах следует искать в СМИ. Подавать заявку необходимо за 5 дней до назначенной даты. Победа в торгах отдается лицу, чей вариант суммы аренды превышает все прочие предложения.
  2. Торги по инициативе нанимателя. Проводятся на основании обращения потенциального нанимателя в орган власти с просьбой предоставить ему в аренду участок, подобранный самостоятельно. В случае если иных претендентов на землю не имеется, договор оформляется на инициатора аукциона. Вариант возможен лишь в том случае, если актуальная территория состоит на учете в кадастре.
  3. Подача заявки на получение надела в аренду без проведения торгов после подбора территории уполномоченным органом. В этом случае, заинтересованное лицо подает заявку и пакет соответствующих бумаг в государственный орган власти. Далее, действия выполняет последний. После подбора участка наниматель приглашается для подписания договора.
  4. Аренда не зарегистрированного в кадастре земельного надела. Здесь потенциальному арендатору следует самостоятельно провести процедуру межевания и поставить выбранный участок на кадастровый учет, разумеется, с согласия администрации. При этом все манипуляции проводятся за счет заинтересованного лица.

Отдельно стоит упомянуть о категориях граждан, обладающих правами на получение земли вне очереди. В группу льготников входят:

  • многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами;
  • граждане, стоящие в очереди на увеличение жилплощади в конкретном регионе более 5 лет;
  • пенсионеры, работники сельской местности;
  • инвалиды, награжденные герои и участники боевых действий;
  • военнослужащие.

Земельно-правовые нормы

Список может несколько отличаться в зависимости от региона подачи заявки на аренду земли.

Главные принципы ЗП

Система принципов ЗП – это фундамент отраслевого законодательства. Теоретики указывают на то, что системность основополагающих положений является зеркальным отражением всей системы ЗП.

Составляющими частями системы принципов земельного права являются общеправовые (общие) и отраслевые (специальные) принципы.

К первым принято относить принципы:

  • гуманизма и законности возникающих правоотношений;
  • интернационализма с международной и национальной составляющей;
  • рационального пользования наделами;
  • виновного вменения, то есть ответственности за правонарушения;
  • единства прав и обязанностей;
  • социальной свободы, юридического равенства и так далее.

Отраслевые принципы земельного права определены ст. 1 ЗК, согласно которой:

  • при учете земли как основы жизнедеятельности человека она одновременно рассматривается как природный объект, требующий охраны со стороны государства, и как объект недвижимости, на который распространяется право собственности и иные вещные права;
  • земля является важнейшим компонентом природы, поэтому требует особой охраны;
  • при осуществлении любой деятельности на земле приоритетом является охрана жизни и здоровья человека;
  • физлица, общественные церковные организации могут принимать участие в решении вопросов, которые касаются их прав на землю;
  • все объекты, расположенные на участке, следуют судьбе земли (права на них переходят вместе с правами на участок);
  • целевое назначение ценных и особо охраняемых земель ограничено или запрещено по закону;
  • использование земли, если иное не предусмотрено по закону, осуществляется на платной основе;
  • порядок пользования землями определяется их категорией и целевым назначением;
  • законодательство разграничивает частную, государственную, региональную и муниципальную собственность на землю;
  • правовой режим использования земель определяется с учетом природных, социальных и иных факторов;
  • правовое регулирование земельных правоотношений осуществляется с учетом общественных интересов;
  • гражданское законодательство управляет земельными правоотношениями лишь в той части, в которой они не урегулированы нормами ЗК;
  • приватизация паев осуществляется под государственным надзором.

Глава II.I. Порядок установления публичных сервитутов в государственных интересах Краснодарского края и в интересах местного самоуправления или местного населения

(введена Законом Краснодарского края

от 29.12.2010 N 2156-КЗ)

(в ред. Закона Краснодарского края от 11.12.2018 N 3919-КЗ)

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, проведения дренажных работ на земельном участке, забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя, использования земельного участка в целях охоты — органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным на участие в реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды;

2) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям, использования земельного участка в целях рыболовства, аквакультуры (рыбоводства) — органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции разработку и реализацию государственной аграрной политики.

1) размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами регионального значения — органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим функции в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства;

author

2) размещения линий и сооружений связи, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами регионального значения — органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим реализацию государственной политики в области связи;

3) устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения либо устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги, размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в туннелях — органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим функции в сфере дорожной деятельности;

4) реконструкции объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они располагались, для государственных нужд Краснодарского края — органом исполнительной власти Краснодарского края, принявшим решение об изъятии земельных участков для государственных нужд Краснодарского края.

  1. сбор подлежащих рассмотрению бумаг;
  2. обращение в государственный территориальный орган власти с заявлением на предоставление участка в аренду и собранным пакетом документов;
  3. проведение межевания и постановка участка на учет, в случае если надел подобран самостоятельно и не зарегистрирован;
  4. подача заявки и оплата залога, если заинтересованное лицо принимает участие в торгах;
  5. рассмотрение условий договора и подписание такового обеими сторонами;
  6. регистрация соглашения в органах Росреестра.

Глава II. Предоставление, резервирование, изъятие земель и переоформление прав на землю

Перечень основных бумаг включает:

  • заявление с просьбой предоставить в аренду земельный участок;
  • заверенная нотариусом копия паспорта заявителя и его ИНН;
  • если арендатором выступает организация, потребуется предоставить копию ее уставных документов, заверенную в нотариальной конторе и выписку из ЕГРП;
  • кадастровый паспорт земельной площади и ее план с обозначенными границами;
  • если на участке расположены строения, следует приложить их технический план и документы, доказывающие права владения таковыми;
  • акт о предварительной стоимости земельного участка;
  • справка об отсутствии ареста, залога и прочих ограничений на наделе земли.

Перечень документов также может иметь некоторые различия в зависимости от региона. Прежде чем подавать заявку на аренду земельного участка следует проконсультироваться у специалиста и полностью проработать имеющуюся по вопросу информацию.

Требование об обязательной регистрации подразумевает, что недостаточно просто подписать договор аренды.

Для того чтобы он приобрел юридическую силу необходимо зарегистрировать документ в Росреестре.

Аренда земельного участка без торгов в 2019 году, часть 2-ая.

Согласно ГК (ст.609) регистрация договора аренды земли требуется при соблюдении одного из указанных условий:

  • продолжительность аренды по договору составляет более года;
  • одна из сторон сделки – юрлицо (в этом случае длительность договора неважна).

Аналогичные требования содержатся в Земельном кодексе.

Более того, судебная практика указывает на то, что если договор заключен на неопределенный срок, то он не требует регистрации из-за того что может прекратить свое действие в любое время.

В числе документов, которые запрашиваются при проведении процедуры госрегистрации, можно выделить:

  • паспорт для физлиц;
  • учредительные и регистрационные документы для юрлиц (ИНН, свидетельство о регистрации, копия приказа о назначения директора или иные документы,
  • подтверждающие его полномочия, копия устава);
  • арендный договор в 2-х экземплярах;
  • разрешительная документация от органов местного самоуправления о предоставлении земли в аренду;
  • когда земля находится в частной собственности – правоустанавливающая
  • документация на землю;
  • кадастровый паспорт;
  • правоустанавливающая документация на постройки на участке;
  • квитанция с оплаченной госпошлиной за регистрацию.

В случае очной подачи документов заявление могут сформировать непосредственно специалисты Росреестра.

Стоит учитывать, что конкретный перечень документов, который понадобится при госрегистрации, может варьироваться в зависимости от специфики конкретной ситуации. Поэтому стоит предварительно обратиться в Росреестр за консультацией.

временной регистрации в Москве

Как грамотно произвести инвестицию в коммерческую недвижимость вы можете прочитать в нашей тематической статье.

На практике при процедуре аренды земли у государства или муниципального образования граждане часто сталкиваются с барьерами, которые умышленно создаются муниципальными и государственными служащими. В частности, они могут запрашивать документацию, которую арендатору практически невозможно получить или на ее запрос уйдет немало времени.

Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае (с изменениями на 5 апреля 2019 года)

Чтобы избежать таких ситуаций, стоит запросить законодательный акт, который содержит описание регламента предоставления земли в аренду физическим и юридическим лицам.

Если документы на регистрацию или оформление договора передаются сторонами лично, то представители регцентра не вправе требовать от их нотариального заверения. Граждане просто передают оригиналы вместе с ксерокопиями, а специалист Росреестра заверяет их подлинность.

Исключение составляют случаи, когда документы передаются через представителя. Тогда понадобится нотариальная доверенность на представление интересов.

Если договор не нужно регистрировать в Росреестре, то права аренды возникают автоматически после подписания документа обеими сторонами.

Когда предметом договора аренды выступают одновременно несколько участков или построек, то это не значит, что госпошлину нужно оплачивать дважды и предъявлять две квитанции об оплате. Независимо от количества объектов плата взимается за регистрацию одного договора.

Также в Росреестре не могут запрашивать передаточный акт на земельный участок, так как обязанность по передаче имущества возникает только после госрегистрации договора.

Таким образом, для каждого этапа сделки аренды участка земли готовиться свой комплект документов. Некоторые договора аренды обретают юридическую силу только после прохождения процедуры госрегистрации. Независимо от этапа сделки стороны не вправе злоупотреблять своими полномочиями и запрашивать документы, которых нет в перечне обязательных.

Существует 3 основания, по которым возможно продление договора аренды земельного участка.

В этой статье расскажу:

  • кто может продлить аренду земли,
  • при каких условиях продлевается аренда,
  • как продлить аренду земельного участка.

Однако перед людьми, получившими землю ранее, встал вопрос: можно ли продлить аренду и как это сделать?

Прежде чем приступим к разбору этой темы, нужно уточнить один момент.

Заявление

Для проведения процедуры потребуется предоставить определенный пакет документов.

  • паспорта физических лиц;
  • учредительные документы и свидетельства о регистрации для юридических лиц;
  • два экземпляра договора аренды;
  • разрешение о предоставлении земельного участка, выданное органами местного самоуправления;
  • правоустанавливающие документы на участок (при владении им частным лицом);
  • кадастровый паспорт;
  • документы на строения, расположенные на участке;
  • квитанция об оплате государственной пошлины.

Также стороны составляют заявление на проведение государственной регистрации. Если участники сделки обращаются очно, то заявление может быть составлено сотрудниками Росреестра.

Список документов, который требуется для составления договора аренды, может варьироваться. Поэтому сторонам необходимо заранее изучить законодательные нормы и посетить Росреестр для получения консультации.

Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае (с изменениями на 5 апреля 2019 года)

Внимательно прочитав ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», можно найти в нем раздел, посвященный аренде земельного участка на территории населенных пунктов или сельхоз. угодий. Среди россиян бытует мнение, что аренда территории для ведения сельскохозяйственной деятельности выгодна только крупным фермерствам и предприятиям, не планирующим строительство.

  • заниматься выращиванием овощей и разведением животных;
  • вести личное подсобное хозяйство;
  • организовать садоводческий кооператив;
  • построить дачу.

Именно дачное строительство — основной бонус территории, взятой в аренду у государства или муниципалитета. Оформление участка под строительство дачи на сельскохозяйственных землях обойдется дешевле, чем оплата аренды на территории населенных пунктов. В случае аренды сельскохозяйственного участка у частного лица строительство будет запрещено. Если на такой земле построить дачное помещение, гражданина ждет административная ответственность.

Закон предусматривает, что взять территорию сельскохозяйственного назначения у государства можно в заявительном порядке. Местная администрация рассмотрит документы, после чего проведет аукцион. По окончании торгов между гражданином и властями заключается договор аренды, и земля переходит в пользование лица по правилам ФЗ-101. После чего можно начинать строительство.

  • долевое имущество, то есть с определением долей каждого из собственников;
  • совместное имущество без определения долей правообладателей, например, если гражданин покупает участок, находясь в браке.

Стоимость

Кроме того, регистрация договора аренды в Росреестре предполагает оплату обязательной государственной пошлины в размере 350 рублей. В случае если договор аренды заключается без ограничения права пользования, размер сбора для граждан составит 2000 рублей, а для предприятий и организаций – 22000 рублей.

Аренда земельных площадей у государства по-прежнему является востребованной процедурой. При этом процесс имеет множество тонкостей и нюансов, начиная от определения целей использования участка и заканчивая подготовкой необходимых бумаг. К вопросу следует подойти крайне ответственно, а для повышения шансов на скорейшее завершение процедуры, следует заручиться поддержкой грамотного юриста.

Виды земельных правоотношений

В общем виде схема земельного права содержит 2 типа правоотношений:

  1. Регулятивные. Выражаются в действиях участников, направленных на прекращение или возникновение права собственности и других вещных прав.
  2. Правоохранительные. Возникают в виде юридического воздействия как ответ на нарушение или угрозу нарушения земельного законодательства.

Основаниями возникновения, изменения или прекращения правоотношений являются юридические факты. Независимо от характера оснований все они подлежат государственной регистрации, поскольку без этого не повлекут нужных последствий.

Земельные правоотношения могут классифицироваться и по другим основаниям и критериям, разобраться с которыми поможет таблица.

Признак классификации Виды правоотношений Примеры
По содержанию Имущественные Купля-продажа земли
Неимущественные Освобождение участка от незаконной застройки
По определенности состава субъектов Абсолютные Конкретно определена только одна сторона отношений, например, право собственности на пай
Относительные Четко определены все стороны, их права и обязанности
По характеру регулирования Материальные Отношения, порождающие существенные права и обязанности сторон, например, обязанность платить земельный налог
Процессуальные Касаются порядка порождения прав и обязанностей, например, установления сервитута
По степени взаимной обязанности Равноправные отношения Например, согласование между соседями порядка использования смежных или граничащих участков
Отношения подчиненности Правоотношения, в которых когда одной из сторон выступает орган управления. Например, выдача предписания на прекращение работ, вызывающих порчу сельхозугодий
  • размер арендной платы за использование земель;
  • срок действия договора пользования;
  • пределы полномочий землепользователя и так далее.

Особенности договоров в ЗП обусловлены особыми уникальными свойствами земли. Согласно п. 3 ст. 129 ГК, права на землю могут передаваться третьим лицам в той мере, в которой их оборот допускает земельное законодательство.

Для договоров в ЗП характерен смешанный правовой режим: их регламентирует как Гражданский, так и Земельный кодекс. При этом нормы ГК применяются лишь когда не противоречат ЗК. Сам же ЗК регулирует только куплю-продажу, аренду и залог, поэтому к остальным сделкам с землей применяется ГК.

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

от 5 ноября 2002 года N 532-КЗ

Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае

(с изменениями на 5 апреля 2019 года)

(в ред. Законов Краснодарского края от 02.07.2003 N 597-КЗ, от 23.07.2003 N 609-КЗ, от 26.11.2003 N 635-КЗ, от 22.07.2004 N 752-КЗ, от 31.05.2005 N 871-КЗ, от 15.07.2005 N 907-КЗ, от 25.10.2005 N 935-КЗ, от 27.02.2006 N 997-КЗ, от 04.07.2006 N 1050-КЗ (ред. 12.03.2007), от 28.07.2006 N 1091-КЗ, от 10.10.

2006 N 1101-КЗ, от 14.12.2006 N 1153-КЗ, от 12.03.2007 N 1206-КЗ, от 25.07.2007 N 1293-КЗ, от 04.04.2008 N 1440-КЗ, от 01.07.2008 N 1514-КЗ, от 26.12.2008 N 1636-КЗ, от 05.05.2009 N 1736-КЗ, от 23.07.2009 N 1818-КЗ, от 27.10.2009 N 1852-КЗ, от 29.12.2009 N 1896-КЗ, от 03.03.2010 N 1921-КЗ, от 15.10.

2010 N 2071-КЗ, от 01.11.2010 N 2091-КЗ, от 29.12.2010 N 2156-КЗ, от 06.04.2011 N 2212-КЗ, от 06.04.2011 N 2216-КЗ, от 19.07.2011 N 2317-КЗ (ред. 26.12.2014), от 04.10.2011 N 2330-КЗ, от 28.12.2011 N 2417-КЗ (ред. 26.12.2014), от 02.03.2012 N 2449-КЗ, от 26.03.2012 N 2468-КЗ, от 04.06.2012 N 2506-КЗ, от 04.06.

2012 N 2513-КЗ, от 19.07.2012 N 2550-КЗ, от 02.04.2013 N 2683-КЗ, от 16.07.2013 N 2772-КЗ (ред. 26.12.2014), от 04.02.2014 N 2896-КЗ, от 06.03.2014 N 2923-КЗ (ред. 26.12.2014), от 02.07.2014 N 2997-КЗ (ред. 26.12.2014), от 17.02.2015 N 3121-КЗ, от 04.03.2015 N 3122-КЗ, от 06.04.2015 N 3154-КЗ, от 10.06.

2015 N 3184-КЗ, от 23.07.2015 N 3215-КЗ, от 05.11.2015 N 3257-КЗ, от 25.12.2015 N 3306-КЗ, от 11.03.2016 N 3358-КЗ, от 10.06.2016 N 3414-КЗ, от 08.08.2016 N 3474-КЗ, от 17.11.2016 N 3498-КЗ, от 07.02.2017 N 3559-КЗ, от 10.04.2017 N 3602-КЗ, от 25.07.2017 N 3657-КЗ, от 25.12.2017 N 3730-КЗ, от 04.05.

ПринятЗаконодательным Собранием Краснодарского края23 октября 2002 года

Земли Краснодарского края являются уникальными и наиболее ценным природным ресурсом, составляют основу жизни и деятельности его жителей и должны гарантированно использоваться в интересах населения Краснодарского края.

Целью настоящего Закона является реализация полномочий Краснодарского края как субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленных Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

обеспечение государственного регулирования земельных отношений в целях сохранения особо ценных земель, земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых природных территорий регионального значения;

реализация прав жителей Краснодарского края на землю;

сочетание интересов Краснодарского края, муниципальных образований Краснодарского края и иных участников земельных отношений при принятии решений по вопросам регулирования земельных отношений;

сохранение земель сельскохозяйственного назначения как основного средства производства в агропромышленном комплексе;

использование земель способами, обеспечивающими сохранение экологических систем;

сохранение традиционных форм казачьего землепользования.

Какие документы необходимы для регистрации договора аренды

Ну, здесь в общем-то все понятно. Хозяин земли российской захотел дать кому-нибудь землю в аренду без торгов и дал, потому что подпункт 1 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ это позволяет сделать.

Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае (с изменениями на 5 апреля 2019 года)

Получить землю по данному основанию могут только организации для размещения объектов социально-культурного назначения и для реализации масштабных инвестиционных проектов.

Правительство устанавливает критерии для инвестиционных проектов, и если организация им соответствует, то на основании подпункта 2 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ, может получить землю в аренду без торгов.

Глава региона может дать организации земельный участок в аренду для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

Земля также может предоставляться под масштабные инвестиционные проекты, которые соответствуют критериям, установленным в законах субъектах РФ.

Данные полномочия губернаторов содержаться в подпункте 3 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае (с изменениями на 5 апреля 2019 года)

В подпункте 4 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ перечислены виды объектов, под которые можно получить землю в аренду: тепло-, газо-, электро- и водоснабжения, водоотведения, связи, а также нефтепроводов.

Недропользователь, то если лицо, получившее лицензию на пользование недрами, автоматически приобретает право получить соответствующий участок земли в аренду без торгов, в соответствии с подпунктом 20 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Под иными соглашениями подразумеваются соглашения о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве.

Лицо, с которым заключены указанные соглашения, имеет право на основании подпункта 23 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ приобрести земельный участок в аренду без торгов.

Без торгов земля может отдаваться в аренду для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого или социального использования.

Подробнее см. подпункт 23.1 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Если для осуществления деятельности. предусмотренной специальным инвестиционным  контрактом, необходима земля, то на основании  подпункта 23.2 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ, лицо заключившее такой контракт может получить земельный участок в аренду без торгов.

Если размещение данных объектов предусмотрено документами территориального планирования в качестве объектов федерального, регионального и местного значения, то земля под них выделяется в аренду без торгов на основании подпункта 25 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» получает в аренду без торгов земельные участки в границах полос отвода и придорожных полос автодорог, на основании подпункта 26 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

  • собственности,
  • аренды,
  • ипотеки,
  • сервитутов,
  • пожизненного пользования,
  • ряда других вещных прав.

Эта процедура обеспечивает учет земельного фонда и прав на него. Порядок регистрации регламентирует ФЗ № 218 от 13.07.2015 «О госрегистрации недвижимости».

Процедура предполагает внесение сведений о правах на землю в государственный реестр недвижимости (ЕГРН), администрирование которого осуществляет Росреестр. Для этого правообладатель обращается в ближайший офис организации, подает документы, подтверждающие возникновение/переход прав, и получает выписку из ЕГРН.

Реестр недвижимости – публичный регистр, поэтому запросить сведения из него может любой желающий. С их помощью потенциальный покупатель может получить достоверную информацию о правах третьих лиц на приобретаемый объект.

ГК и ЗК гарантируют правообладателям защиту прав на землю. Одним из основополагающих инструментов для этого, согласно ст. 12 ГК, является признание права.

Хотя его обычно используют владельцы участков при возникновении спора в отношении права собственности, к нему можно обратиться и при защите других прав: аренды или сервитута. Это значит, что такой инструмент могут использовать даже лица, не являющиеся собственниками.

Учитывая сложившуюся практику, можем выделить ключевые особенности данного способа:

  • согласно ст. 59 ЗК, признание прав на землю осуществляется исключительно в судебном порядке;
  • итоговое судебное решение является основанием для госрегистрации права в ЕГРН;
  • требовать признания может только законный правообладатель или его представитель;
  • инструмент чаще всего применяется в случаях, когда у законного владельца нет документов, подтверждающих права на землю;
  • признание может выступать как самостоятельным способом защиты права, так и идти в комплексе с другими правами.

Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае (с изменениями на 5 апреля 2019 года)

В соответствии со ст. 16 ЗК, все земли, которые не являются собственностью граждан, организаций или муниципальных образований, считаются государственными. При этом закон разграничивает собственность на такие участки, выделяя федеральную, региональную и муниципальную землю. Нужно признать, что на практике это до конца не реализовано.

Федеральными признаются участки, которые:

  • определены таковыми по закону;
  • определены как федеральные в результате разграничения госсобственности;
  • приобретены Россией по основаниям, содержащимся в ГК.

Аналогичным образом определяется принадлежность земель к субъектам РФ. Региональной также могут признать землю, которая:

  • предоставлена во владение региональным органам власти;
  • признана охраняемой территорией регионального значения;
  • застроена объектами недвижимости, принадлежащими субъекту.

Муниципальными признаются все остальные земли, которые считаются государственными до их официального разграничения, если иное не установлено законодательством.

Арендаторы участков наделены широкими распорядительными полномочиями по отношению к объекту аренды. В частности, согласно п. 5 ст. 22 ЗК, арендатор может переуступить свои права на землю третьему лицу в пределах срока действия заключенного с владельцем договора.

Если договор не запрещает, переуступка права аренды осуществляется без согласия собственника. Достаточно лишь уведомить его об этом в письменной форме в разумный срок после оформления сделки.

Аренда – единственное вещное право третьих лиц на землю, которое можно переуступить. В отношении сервитута или права постоянного пользования / пожизненного владения этого сделать нельзя.

Все вещные права на землю прекращаются на основаниях, установленных в гл. VII ЗК:

  • собственность на участки ликвидируется в результате отчуждения, отказа от них или принудительного изъятия по причинам, определенным в ГК: конфискация, обращение взыскания и так далее;
  • постоянное пользование и пожизненное владение – при добровольном отказе от этого права, а также в принудительном порядке, например, при использовании земли с нарушениями: при порче земли или в результате изъятия для государственных/муниципальных нужд;
  • аренда – в случаях истечения срока действия договора или его досрочного расторжения, например, при нарушении условий использования земли и по другим основаниям;
  • сервитут перестает действовать автоматически при исчезновении условий для его возникновения, а также по судебному решению, если из-за него собственник не может использовать землю по целевому назначению.

Источники ЗП

Источники земельного права – это форма выражения и закрепления правил поведения участников отношений. Как правило, это законодательные акты, принятые компетентными органами и призванные регулировать взаимодействия при использовании земельного фонда.

Наряду с ними используется земельное законодательство и нормативно-правовые акты из других отраслей: в отношении недр, лесов, вод, охраны окружающей среды и так далее.

Более того, нормы регулирования земельных отношений содержатся в источниках административного и уголовного права, например, меры ответственности за правонарушения при использовании природного объекта. Фигурируют они и в жилищном законодательстве, в частности, нормы предоставления земли для строительства.

Источниками правового регулирования земельных отношений считаются также:

  • международные соглашения и договоры между РФ и регионами;
  • правовые обычаи и общие принципы права, которые применяются в случаях обнаружения пробелов в законодательстве;
  • договоры сторон земельных правоотношений, устанавливающие права, обязанности и правила поведения для отдельных субъектов.

Наследование земли

Земельные участки, как и другая недвижимость, оформленная в собственность, могут переходить по наследству. Это – универсальное правопреемство, при котором имущество умершего переходит к его наследникам.

Завещать землю собственник может кому угодно независимо от степени родства или личных отношений, если он дееспособен и заверил завещание нотариально. Если документа нет, наследовать за умершим будет лишь ограниченный круг родственников, определенный ст. ст. 1142-1145 ГК.

Родственники призываются к наследованию в порядке очереди, определяемой в зависимости от степени родства. Как правило, наследники поровну делят полученное имущество.

В порядке наследования можно получить не только землю, находящуюся в собственности, но и наделы в пожизненном (наследуемом) владении.

Нормы ЗП

Важно использовать нормы законодательства при:

  • определении объекта недвижимости;
  • аренде земельного участка муниципального характера;
  • обсуждении целевого назначения надела;
  • выяснении порядка регулирования прав собственности;
  • дальнейшем выкупе участка.

О том, как зарегистрировать договор аренды и другие гражданско-правовые сделки, отмечает ФЗ №122.

Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае (с изменениями на 5 апреля 2019 года)

Если договор имеет определенный срок действия, по его окончании разрешается продление аренды. Некоторые документы предусматривают возможность дальнейшего выкупа.

В том случае, если земля считается государственной собственностью, ориентироваться при определении нормативно-правовой базы необходимо на:

  • ФЗ №161 о развитии ИЖС;
  • ФЗ №101 об использовании сельскохозяйственных земель;
  • ФЗ №201 о внесении изменений в Лесной кодекс РФ.

Нормы земельного права – это правила поведения субъектов правовых отношений, которыми они руководствуются при осуществлении правомочий. У любой земельно-правовой нормы есть внутренняя структура, элементы которой связаны логическим содержанием.

Структуру каждой нормы составляет:

  • гипотеза, то есть описание условий или фактических обстоятельств ее действия;
  • диспозиция нормы земельного права, то есть правило поведения конкретных субъектов отношений при наличии предусмотренных гипотезой условий или обстоятельств;
  • санкция – юридический исход действий. Под ним подразумевается не только не только ответственность за правонарушение, но и иные последствия, например, восстановление нарушенного права.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про юриспруденцию
Adblock detector