Алгоритм перераспределения земельных участков с муниципальной землей

Понятие и особенности перераспределения участков

Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=https:VrcE7_wB9Uk

Особенности перераспределения земельных участков таковы:

  • Такого рода трансформации характерна множественность на всех стадиях процедуры. Ситуация, в которой из одного участка образуются несколько, именуется разделением. Если же результатом действий заинтересованных лиц является создание одного участка из нескольких исходных, речь идет об объединении.
  • Как и объединение, перераспределение может касаться исключительно смежных участков. При этом смежными считают соседние участки, часть границ которых совпадает.
  • Количество участков, создаваемых в результате перераспределения, может отличаться от исходного. Но даже если оно совпадает (например, из двух «старых» участков образуются два «новых»), их границы изменятся. Может существенно варьироваться площадь участка.

Если предметом перераспределения являются участки, в отношении которых установлено право постоянного бессрочного пользования, направьте запрос в соответствующий орган, который является их непосредственным собственником.

В соответствии со статьей 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации срок, установленный для вынесения администрацией решения по данному вопросу (согласия или отказа, содержащего определенную мотивировку) составляет 30 дней.

Однако в соответствии с положением статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации при осуществлении выдела территории тот участок, из которого была выделена земля, продолжает существовать с новыми границами, что является неким исключением из общего правила.

Под перераспределением земельных наделов подразумевается взаимное изменение границ смежных земельных участков для образования новых участков с другой площадью.

Существуют следующие основные способы образования участков путём изменения границ:

  • Разделение одного надела на несколько;
  • Прирезка (увеличение) площади надела;
  • Выдел одного или нескольких участков из одного;
  • Объединение нескольких смежных наделов в один;
  • Перераспределение границ внутри группы смежных наделов.

Если разделению на отдельные наделы подлежат дачные участки или земли садовых товариществ, то такое разделение может происходить только в соответствии с проектом межевания территории, на которой эти участки расположены, согласно п. 4 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ.

Администрация

рассматривает возможность и целесообразность разделения в течение тридцати дней, согласно п. 7 ст. 11.4 ЗК РФ, после чего выдаёт письменное согласие или мотивированный отказ.

Перераспределение границ можно применять по отношению к участкам, которые удовлетворяют следующим требованиям:

  • Участки не должны находиться под судебным арестом;
  • Все участки должны иметь регистрацию в кадастровой палате;
  • Участки должны быть смежными (имеют хотя бы одну общую границу);
  • Участки должны относиться к одной категории земель.

Следует знать, что участки земли, из которых были сформированы новые наделы в результате перераспределения границ, прекращают свое существование с момента регистрации вновь образованных наделов в ЕГРН, согласно п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ.

Исключение составляет процедура выдела, при которой тот участок, из которого произошёл выдел территории для новых участков, сохраняет своё существование, но уже в изменённых границах, согласно п. 1 ст. 11.5 ЗК РФ.

Перераспределение земельных участков, приводящее к увеличению площади частных участков за счет муниципальной или государственной собственности, осуществляется на платной основе.

Алгоритм перераспределения земельных участков с муниципальной землей

Сумма оплаты устанавливается следующим образом:

  • если земельный участок относится к категории федеральной собственности, порядок устанавливается на основании постановления Правительства;
  • если земельный участок относится к определенной собственности субъекта России, порядок определяется территориальным органом государственной власти;
  • если земельный участок относится к собственности муниципальных органов, порядок будет устанавливаться территориальным органом местного самоуправления.

После проведения кадастровых работ составляется предварительный межевой план, который согласовывается с земельным комитетом администрации, после чего принимается окончательное решение. Присоединение прирезки осуществляется за плату, размер которой устанавливают власти.

Земельные участки в большинстве своем принадлежат государству или муниципалитету, но много земель находится и в руках частных лиц, предприятий и некоммерческих организаций. К последним можно отнести товарищества, кооперативы, объединения, общественные и религиозные организации и др. формы управления, когда члены (граждане) имеют совместные права на пользование землей.

Администрация

  • Для регулирования действительных и документальных данных. Другими словами, чтобы данные в реальности и на бумаге совпадали;
  • Чтобы устранить вклинивание, вкрапливание, излом границ, чересполосицы. Законодательно установлена норма увеличения участков при перераспределении. Главным условием является действия в рамках этих границ;
  • Для смены классификации участка (участок для сельхоз работ);
  • Процесс должен быть согласован с органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки;
  • Процедура осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка;
  • Увеличение размера участка в процессе перераспределения оплачивается отдельно и проходит по установленной процедуре.

Перераспределение как способ образования земельных участков

Передел представляет собой один из способов создания участков наряду с объединением, разделением и выделом (ст. 11.2 ЗК РФ).

Логический объем рассматриваемого понятия таков: перераспределение = объединение разделение. Однако для заинтересованных лиц перераспределение предпочтительней, поскольку позволяет произвести все необходимые действия (объединение и раздел) в ходе процедур одного цикла.

Если бы законодатель не предусмотрел существование перераспределения, для достижения нужного эффекта правообладателям пришлось бы дважды последовательно проходить все бюрократические процедуры:

  • инициировать принятие административного акта либо заключать сделку (сначала об объединении, позже о новом разделе);
  • разрабатывать проектную документацию и проводить межевание;
  • регистрировать новые участки (сначала объединенный, потом разделенные) в органах ГКН, ЕГРП.

Возможные причины отказа: судебная практика

Алгоритм перераспределения земельных участков с муниципальной землей

Сегодня законодатель предусматривает такие типы возможной смены земельных границ, которые определяются исходя из их владельцев:

  • при перераспределении участков, собственниками которых являются граждане и организации. В подобных обстоятельствах изменения границ регулируются посредством оформления специального соглашения о перераспределении земель между их владельцами. В это же время государственными органами подготавливается соответствующая разрешительная документация;
  • перераспределение касается только землевладений, находящихся в собственности муниципалитета. Такое возможно в случаях, когда государственные земли переходят от одного ведомства к другому;
  • корректировка границ двух соседних землевладений, когда одним из них владеет частное лицо, а второй является собственностью государства. Этот момент четко регулируется законодателем, предусматривающим возможность проведения необходимых межевальных работ. Также важное значение несет назначение муниципальных земель и вид целевого использования земли владельца.
  • Если осуществляется перераспределение земель, находящихся в собственности граждан, физических и юридических лиц. В таком случае такое изменение долей регламентируется подписанием соглашения о перераспределении земельных участков между собственниками наделов с одновременным получением разрешения государственных органов;
  • Перераспределения, связанные исключительно с муниципальной землей. Такой вариант осуществляется, когда участки, находящие под ведомством государства переходят от одного учреждения (министерства, организации и т.д) к другому;
  • Изменение границ двух смежных участков, когда один из них находится в частной собственности, а другой принадлежит государству. Данный вариант связан с особо жестким регламентом, определяющим возможность размежевания. Кроме того, существенную роль играет назначение муниципальных участков, а также целевое использование участка собственника.

Новый закон также несколько изменил основные условия, при наличии которых может быть вынесен отказ в проведении перераспределения:

  • Если государственный участок, который рассматривается для проведения межевания, выставлен на аукцион;
  • В том случае, если перераспределяемые участки не являются смежными (графическая схема их расположения должна содержать участки соприкосновения и наличия хотя бы одной общей границы);
  • Если к землям, заявленным для изменения границ за счет друг друга, не применялась процедура межевания. Для выхода из такой ситуации, необходимо в порядок обязательных шагов включить предварительное обозначение границ участка;
  • Если перераспределяемые земли принадлежат к категориям с разным разрешенным использованием. К примеру, одна из них может быть сельскохозяйственного назначения, другая выделена под ИЖС. В таком случае можно попытаться изменить назначение особым распоряжением государственных органов, однако данная процедура потребует некоторого времени и сбора различных документов;
  • В том случае, если участки земли находятся на территориях, принадлежащих к разным территориальным образованиям.

На сегодняшний день законодатель предусматривает такие типы возможной смены земельных границ, которые определяются исходя из их собственников:

  • при перераспределении участков;
  • владельцами которых являются граждане и юридические структуры.

При таких обстоятельствах изменения границ регулируются посредством оформления специализированного соглашения о перераспределении земель между их собственниками. В это же время гос.органы подготавливают соответственные документы.

Коррекция границ двух смежных земельных участков, когда одним из них владеет частное лицо, а вторым — государство. Этот момент четко регламентирован законодательством, которое предусматривает возможность проведения обязательных межевальных работ.

Отказано может быть если нарушен порядок прирезки, а именно:

  • процесс перераспределения не согласован с арендаторами;
  • прирезка оформлена на чужую собственность;
  • межевой проект предусматривает другое назначение;
  • часть площадки входит в территорию, которая используется в других целях;
  • превышен размер участка;
  • схема выполнена с нарушением межевого проекта.

Сохранение прав и обременений при перераспределении участков

Алгоритм перераспределения земельных участков с муниципальной землей

Возникновение и сохранение права собственности на образуемые при распределении участки осуществляется согласно правоустанавливающему документу (решение компетентного органа либо соглашение частных собственников) и статей 11.4 — 11.7 ЗК РФ. У гражданина, которому исходный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование в результате преобразования, возникает аналогичное право на участок другой площади и конфигурации.

Точно так же обстоит дело с правами наследуемого владения и безвозмездного пользования. Иными словами, при перераспределении объект владения изменяется, а суть права остается прежней.

Ст. 11.8 ЗК РФ специально защищает права арендаторов. Согласно предписаниям п. 4 указанной статьи в случае преобразования арендуемых участков, граждане вправе перезаключать договора на прежних условиях без проведения новых торгов, аукционов или конкурсов.

Реализация преимущественного права осуществляется на основании ст. 621 Гражданского кодекса РФ. Необходимость перезаключения арендного договора (невозможность внесения изменений в существующий) обусловлена изменением его предмета.

Необходимые документы

Все операции по перераспределению наделов земли осуществляются путём межевания с указанием вновь образованных границ в графической части межевых планов изменённых участков, а для новых участков составляются первичные межевые планы.

Оформление прирезок

Многие владельцы дачных или садовых участков увеличивают территорию своих земельных наделов, самовольно передвигая фактические границы таких наделов. Если присоединённая к наделу земля (прирезок) принадлежит не соседнему землевладельцу, а муниципальным органам власти, то существует процедура законного оформления такого присоединения, которая появилась с принятием Федерального закона № 171 от 23.06.2014 г.

Оформить право собственности на добавочную территорию возможно только в случаях, предусмотренных п.п. 1,3 ст. 39.27 Земельного кодекса РФ:

  • Подлежащие оформлению прирезки не относятся к землям, которые были ранее предоставлены физическим и/или юридическим лицам в пользование;
  • Прирезки не обременены вещными правами третьих лиц;
  • Лицо, оформляющее прирезки к своему наделу земли, пользуется данным наделом на праве собственности;
  • Все прирезки, оформляемые по отношению к одному наделу, должны принадлежать одному и тому же федеральному или муниципальному собственнику;
  • Орган исполнительной власти, являющийся собственником присоединяемой земли, дал соответствующее разрешение.

Для юридического оформления увеличения надела земли за счёт прирезки, принадлежащей муниципальным или государственным землям, существует следующий порядок действий:

  • Подача заявления об увеличении площади надела путём перераспределения в орган исполнительной власти;
  • Рассмотрение заявления земельным комитетом (30 дней);
  • Организация заявителем кадастровых (геодезических) работ;
  • Оформление предварительного межевого плана на вновь образованный надел;
  • Представление результатов кадастровых работ в земельный комитет;
  • Подписание итогового соглашения о перераспределении в органах исполнительной власти;
  • Оплата за увеличение территории (в течение 30 дней после подписания соглашения);
  • Оформление права собственности на вновь образованный надел.

Заявление об увеличении площади участка должно содержать следующие данные, в соответствии с п. 2 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ:

  • Информация о заявителе (ФИО, паспортные данные, адрес, реквизиты);
  • Кадастровый номер надела, подлежащего увеличению;
  • Кадастровый номер участка, к которому относится прирезок;
  • Реквизиты проекта межевания территории.

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • Свидетельство о праве собственности на надел;
  • Правоустанавливающие документы (договор мены, дарения, купли-продажи и т.д.);
  • Схема расположения надела;
  • Кадастровые документы на надел;
  • Копия паспорта заявителя.

Необходимо помнить, что геодезические работы по составлению представляемого кадастрового документа должны быть проведены не ранее чем за два года до подачи заявления.

  • Отсутствие согласия лиц, имеющих право на участвующие в перераспределении наделы земли;
  • Нахождение на присоединяемом участке строений, относящихся к федеральной или муниципальной собственности;
  • Отношение подлежащего присоединению прирезка к государственным или муниципальным землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте;
  • Отношение прирезка к землям, зарезервированным для государственных нужд;
  • Наличие предварительного согласования о предоставлении физическим или юридическим лицам участка, к которому относится прирезок;
  • Превышение максимально допустимой площади надела после увеличения за счёт прирезка;
  • Границы надела, принадлежащего заявителю, подлежат уточнению;
  • Приложенная схема расположения надела составлена с нарушениями;
  • Вновь образованный участок выходит за красные линии границ.

Максимально допустимая площадь надела земли для садоводства, дачного строительства или подсобного хозяйства определяется законодательными актами субъектов федерации.

Отказ должен быть обязательно мотивирован письменно, с указанием всех причин, согласно п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ.

В случае получения согласия на перераспределение земель заявителю следует обратиться в геодезическую фирму для оформления межевого плана для вновь образованного участка. После проведения кадастровым инженером измерительных работ составляется предварительный межевой план, содержащий информацию о новых границах участка. Данный предварительный план необходимо согласовать в земельном комитете для окончательного утверждения соглашения о перераспределении.

После рассмотрения земельный комитет утверждает окончательный вариант межевого плана и происходит подписание соглашения о перераспределении.

После подписания соглашения и оплаты необходимо обратиться в органы Росреестра с квитанцией об оплате, подписанным соглашением и всеми документами на надел земли для оформления права собственности.

Алгоритм перераспределения земельных участков с муниципальной землей

Если смежные участки принадлежат соседним владельцам, то эти владельцы могут перераспределить смежные границы по обоюдному согласию.

В таких случаях порядок действий следующий:

  • Заключение предварительного соглашения между владельцами о перераспределении смежных границ;
  • Обращение участников соглашения в геодезическую компанию для проведения межевых работ по установлению новых границ;
  • Подача заявления о перераспределении границ в местную администрацию;
  • Утверждение нового межевого плана в кадастровой палате;
  • Оформление в собственность вновь образованных участков.

К тексту заявления необходимо приложить следующие документы:

  • Копии паспортов участников соглашения;
  • Правоустанавливающие документы заявителей на их наделы;
  • Свидетельства заявителей о праве собственности на их наделы;
  • Кадастровые документы;
  • Результаты работы геодезической компании;
  • Текст соглашения сторон с обоснованием перераспределения.

Итак, перераспределение земельных наделов позволяет законным путём устранить ломаные границы, облегчить доступ к коммуникациям и увеличить площадь своего надела.

При осуществлении процедуры необходимо учитывать законные интересы третьих лиц и тщательно собирать все документы, чтобы избежать возможного отказа или затягивания процедуры.

звоните по телефонам

  • Москва:  7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург:  7(812)309-3667.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Перераспределение земельных участков, которое ведет к увеличению площади земли за счет земель государственной или муниципальной собственности, которая переходит в частную собственность заявителя, производится на платной основе.

Размер платежа определяется:

  • если земля относится к федеральной собственности, то порядок устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации;
  • если земля относится к собственности субъекта Российской Федерации, то порядок устанавливает орган государственной власти соответствующего субъекта;
  • если земля относится к муниципальной собственности, то порядок устанавливает орган местного самоуправления.

Данным документом установлено, что размер платы за соответствующее увеличение площади земельного участка, который находится в частной собственности физического лица, произошедший по результатам перераспределения земель, которые находятся в государственной собственности, а также земель или земельных участков, в отношении которых государственная собственность не разграничена, следует определять в виде разницы между кадастровой стоимостью вновь образованного земельного участка, площадь которого соответственно увеличилась в результате процедуры перераспределения земель, и кадастровой стоимостью земельного участка, который находился в частной собственности физического лица до проведения процедуры перераспределения земель.

Алгоритм перераспределения земельных участков с муниципальной землей

Для додачи заявки на перераспределение нужны такие документы:

  • Сама заявка;
  • документы, которые подтверждают право собственности;
  • карту объекта недвижимости, если отсутствует проект по его межеванию.

Размер платы при этом определяется:

  • согласно законам правительства РФ, по части землевладений федеральной собственности;
  • согласно определённым гос.органам субъекта РФ, касательно земель, которые являются собственностью государства, участков с неразграниченной собственностью;
  • Паспорта всех действующих лиц, если действует уполномоченное лицо, то документальное подтверждение, разрешающее совершать действия вместо заявителя;
  • Заявление;
  • Соответствующие документы, подтверждающие право собственности на участок;
  • Все технические документы на участвующие в процессе земельные площади;
  • Согласия всех сторон, которые будут участвовать в перераспределении.

Оформление прирезок

Цель перераспределения земельного участка

Возможные причины:

  • неудачная форма, изломанная линия границы;
  • вкрапления/вклинивания смежных участков;
  • логистические сложности;
  • необходимость использования чужого участка для подвода и обслуживания коммуникаций;
  • отсутствие выхода к дорогам общего пользования;
  • неудобный подход/подъезд.

Зачастую собственника устраивает конфигурация участка, однако его площадь является недостаточной. В этом случае можно оформить «прирезку» к участку за счет земель соседа.

До недавнего времени по общему правилу перераспределение возможно было только между землями одной формы собственности. В связи с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Федеральным законом №171 от 23.06.2014 г., частный собственник участка вправе претендовать на оформление «прирезки» за счет земель, принадлежащих государству или территориальной общине.

Алгоритм перераспределения земельных участков с муниципальной землей

В частности, можно оформить самовольно захваченные смежные земли. За их присоединение к существующему участку в местный бюджет вносится плата, порядок расчета которой установлен соответствующим муниципалитетом. В большинстве случаев стоимость «прирезки» оказывается ниже рыночной.

Образец заявления о перераспределении земельных участков

В администрацию

Спасского сельского поселения

Вологодского муниципального района от

______________________________________

7390-1

Дата рождения:_________________________

Место рождения:_______________________

Зарегистрирован по адресу:______________

Паспорт: серия__________№_____________

Выдан:________________________________

Заявление о перераспределении земельных участков

Прошу утвердить схему расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 35:25:________________, расположенного: Вологодская область, Вологодский район, Спасское сельское поселение _____________________________________________________________________________ находящегося на землях_______________________________________________________________________ (категория земель) предназначенный для __________________________________________________________ (разрешенное использование/назначение) _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ из земель находящихся в государственной (муниципальной собственности).

Приложение:

  1. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории на______л;
  2. Свидетельство о государственной регистрации права от ___.___. ______г. _________№____________ на _____л;
  3. Кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 35:25:________________на_________л.
  4. Иные документы на _________л.

(подпись) Ф.И.О

Я _____________________________________________________________________________

«_______»_________________2015 г. ________________ /______________________/

(подпись) Ф.И.О

7390-2

Подаваемое заявление должно включать в себя сведения, которые предусмотрены в пункте 2 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации:

  • сведения о лице, которое подает заявление, включая фамилию, имя, отчество, серия и номер паспорта, дата и кем выдан, адрес места жительства;
  • данные кадастрового номера земельного участка, который подлежит перераспределению;
  • данные кадастрового номера земельного участка, к которому предлагается присоединить участок, подлежащий перераспределению;
  • проект межевания единого земельного участка.

Если земельный участок относится к садовому или дачному товариществу, то проект межевания общей территории объединения находится у руководителя товарищества или в местной администрации, которая выделяла указанную территорию.

  • Сведения о заявителе (паспортные данные, ФИО, адрес);
  • Кадастровый номер участка, который будет в дальнейшем перераспределен;
  • Кадастровый номер участка, за счет которого будет осуществляться увеличение;
  • Реквизиты проекта межевания территории.

Если ваш участок относится к садовому или дачному объединению, сам проект межевания находится в правлении данного объединения или же непосредственно в исполнительном органе, который ранее предоставил землю объединению.

Правила перераспределения земельных участков

Передел осуществляется в процессе землеустройства. С точки зрения заказчика эти работы направлены на установление границ участков на местности, описание их местоположения. В глобальном масштабе землеустроительные мероприятия призваны обеспечить организацию рационального землепользования и охраны земель.

Регламентация землеустройства, помимо ст. 68, 69 ЗК РФ обеспечивается профильным законом №78 «О землеустройстве», множеством правительственных и ведомственных подзаконных актов. Установление границ участка, образованного в результате перераспределения в натуре, выполняется по координатам характерных точек. Сведения о них содержаться в госкадастре недвижимости.

  • непревышения граничного размера объектов, могущих передаваться в частное владение (устанавливается муниципальными градостроительными регламентами);
  • непересечение границ муниципальных образований, населенных пунктов, лесничеств, территориальных зон;
  • неущемление прав собственников недвижимости, расположенных на исходных участках, а также иных правообладателей;
  • границ и расположения вновь образуемого участка, недопустимости чересполосицы, вкрапливания или иных недостатков, препятствующих рациональному землепользованию.

Что такое соглашение о перераспределении земельных участков в 2019

Какова суть перераспределения землевладений?

Она характеризуется следующими моментами:

  • смена установленных ранее границ соседних земель (такие изменения возможны в отношении двух объектов и более);
  • формирование новых участков с обновленными границами, зафиксированными надлежащей кадастровой документацией;
  • изменение ранее установленных земельных границ и их эксплуатация согласно новому назначению (при его изменении).

Нормами статьи 11.7 Земельного кодекса РФ устанавливается следующее:

  • в случае перераспределения нескольких соседних землевладений создается несколько других соседних участков, а первоначально образованные земли перестают существовать. Если перераспределение происходит в отношении землевладений и участка, изначально сформированные землевладения прекращают существовать, и формируется новое землевладение;
  • если перераспределению подвергаются земли, оформленные на частного землевладельца, их собственники получают соответствующие правомочия на создаваемые землевладения на основании заключенных соглашений между этими владельцами об формировании новых участков земли;
  • при перераспределении землевладений и участков, владельцами которых выступают государство или муниципалитет, между собой либо с частными землевладениями и земельными участками, применяется глава V.4 Земельного кодекса РФ;
  • если вышеуказанный вид перераспределения происходит между частными землевладельцами и органами исполнительной власти государства либо местными органами власти, процедура осуществляется посредством заключения соответствующих соглашений, в соответствиями с условиями которых возникает право частной, государственной, либо муниципальной собственности на формируемые землевладения.

После вступления в силу Федерального закона от 03 июля 2016 года № 334, существенные изменения коснулись компетентных органов, выдающих разрешительную документацию по вопросу перераспределения земель. Подобные корректировки относятся к участкам с неразграниченной государственной собственностью.

Суть их состоит в таких положениях:

  • любые вопросы касаемо земель сельских поселений рассматриваются местной властью;
  • в случае, если необходимо уточнение границ земельного участка сельскохозяйственного поселения, подавайте соответствующее заявление в администрацию по месту нахождения данного объекта недвижимости;
  • после того, как перераспределение завершится, установленные законодателем правомочия по эксплуатации таких земель, предоставляются их собственнику.

На сегодняшний день Земельный кодекс РФ претерпел еще ряд существенных изменений по вопросу перераспределения участков земли. Чаще всего заявители высказывают желание о прирезке какой-либо части муниципального участка к своей земле. Такие части, передающиеся частным собственникам, называются «прирезки».

Законодательно разрешенное мероприятие такого рода дает возможность увеличения территории принадлежащей вам земли. Также произошло фактическое узаконение самозахватов соседних земель некоторыми гражданами. Однако существуют и другие основания, ввиду которых может потребоваться такая процедура.

В целях исполнения указанной процедуры придерживайтесь таких условий:

  • землевладения должны быть соседними, то есть соприкасаться минимум в одной точке;
  • такие земли не должны иметь ограничений и арестов;
  • заранее обратитесь к собственникам смежных земель и договоритесь с ними об указанной процедуре;
  • соберите необходимый пакет документации;
  • представьте в территориальное отделение Росреестра заявление в отношении процедуры перераспределения;
  • закажите услуги по исполнению требуемых работ кадастровым инженером.

С обновлением положений российского законодательства поменялись также главные условия, наличие которых может привести к отказу в исполнении вышеуказанной процедуры:

  • при выставлении земли, находящейся в собственности государства и рассматриваемой в качестве объекта межевальных работ, на аукционные торги;
  • если участки земли, которые нужно перераспределить, не являются соседними (на графической схеме их местонахождения они должны соприкасаться хотя бы в одной точке);
  • участки, требующие смены имеющихся границ путем перераспределения не были отмежеваны. В таком случае обязательно проведите предварительное установление земельных границ;
  • когда участки, требующие перераспределения, имеют различные виды разрешенного использования. Например, один из них относится к сельскохозяйственным землям, а другой отведен под жилую застройку. В таких обстоятельствах попробуйте сменить назначение участка посредством получения надлежащего распоряжения уполномоченного органа. Но помните, что это займет определенное время и вам потребуется собрать пакет необходимой документации;
  • когда землевладения располагаются в пределах различных территориальных образований.

Алгоритм перераспределения земельных участков с муниципальной землей

Если перераспределяемые земли не относятся к категориям, в отношении которых процедура перераспределения запрещена, совершите следующие действия:

  • заранее в устной форме договоритесь с собственниками смежных земель;
  • посетите компетентный орган муниципалитета и подайте заявление о выдаче разрешения;
  • пригласите кадастрового инженера для изменения земельных границ;
  • составьте и подпишите соответствующее соглашение и представьте его в муниципальный орган;
  • при положительном исходе получите решение по утверждению плана землевладений с зафиксированными изменениями;
  • поставьте землю с измененными границами на кадастровый учет;
  • обратитесь за получением кадастрового паспорта с новыми утвержденными границами.
  • заявления, составленное от вашего имени либо от имени организации;
  • приобщите к указанному заявлению такие бумаги:
  • копии документации, являющейся подтверждением права собственности на ваше землевладение, если она не регистрировалась в ЕГРН;
  • карту местоположения объекта недвижимости при отсутствии проекта по его межеванию, согласно которому происходит процедура перераспределения;
  • доверенность, подтверждающую ваши полномочия, в случае, если вы подаете документы от имени собственника земли;
  • нотариально удостоверенный перевод документации, подтверждающие проведенную государственную регистрацию, если это заграничная организация.

Размер оплаты при этом устанавливается:

  • согласно предписаниям Правительства нашего государства, относительно землевладений, являющихся федеральной собственностью;
  • согласно установлениям государственных органов субъекта Российской Федерации, касаемо земель, являющихся собственностью субъекта государства, участков с неразграниченной собственностью;
  • в соответствии с указаниями муниципальных органов, касаемо территорий, являющихся собственностью муниципалитета.

Данные о стоимости прирезаемой земли определяются исходя из ее оценки по кадастру.

Сумма будет равна:

  • 15%, если габариты вашего участка не выходят за пределы установленных нормами законодательства нормативов;
  • кадастровой стоимости, если размер земли выше норматива более, чем на 10%.

Земли, принадлежащие государству или муниципалитету, как и другие земельные массивы, могут участвовать в процедуре перераспределения. Чтобы осуществить данный процесс необходимо, чтобы имелись законные основания, и участки отвечали всем обязательным требованиям, предъявляемым к ним. В статье 39.27 ЗК РФ описаны случаи и условия перераспределения территорий:

  1. Все государственные или муниципальные земли, между которыми выполняется процесс перераспределения, не должны находиться во временном распоряжении граждан, организаций, уполномоченных ведомств. Исключением является установление сервитута.
  2. Один из государственных или муниципальных земельных участков, между которыми выполняется процесс перераспределения, не должен находиться во временном распоряжении граждан, организаций, уполномоченных ведомств. Исключением является установление сервитута.
  3. Все перераспределяемые участки состоят в собственности или временном пользовании у одного лица.

Процесс перераспределения земель происходит в рамках подписанного соглашения между ответственным ведомством, кроме ситуаций, когда полномочия на площади находятся у одного и того же органа. В таком случае процедура выполняется на основании решения, вынесенного ответственным субъектом.

Если процедура перераспределения происходит на основании утвержденного проекта межевания территории, в соглашении или решении о перераспределении земельных участков указываются реквизиты документа, утверждающего проект межевания.

Порядок землепользования предусматривает возможность перераспределения земель, состоящих в частной собственности и тех участков, которые принадлежат государству или муниципалитету. Такая возможность закреплена в статье 39.28 ЗК РФ.

Изменение границ смежных участков допускается в следующих случаях:

  1. Приведение границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания.
  2. Необходимость исключения вклиниваний, острых углов, вкраплений в земельную территорию, при условии, что площадь участка увеличивается не более максимально возможного размера.
  3. Если площадь участка не увеличится сверх допустимых норм, можно проводить перераспределение государственных или муниципальных участков и земель, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства.
  4. Территории образуются для строительства государственных объектов стратегического значения, в том числе при прокладке автомобильных и железнодорожных путей сообщения.

Предъявление вещного права является обязательным пунктом при регистрации права собственности. Именно оно выступает в этом случае правоустанавливающим документом. Также необходимы паспорт, кадастровые документы вновь образованных участков и подтверждение оплаты госпошлины (квитанция). В течение 30 дней регистрация произойдет.

  • если не проводилась процедура межевания к заявленным землям для изменения границ за счет друг друга (чтобы исправить эту ситуацию, необходимо предварительно внести в пункт плана предварительное обозначение границ участка);
  • если государственный участок, который находится под рассмотрением, был предварительно выставлен на аукцион;
  • произойдет отказ, если земли принадлежат двум разным территориальным образованиям;
  • земельные участки не являются смежными, то есть ни одна из сторон земель не соприкасается;
  • если земли, которые подлежат перераспределению, имеют разные категории разрешенного использования (к примеру, одна под ИЖС, а вторая исключительно под сельское хозяйство). Для изменения этой ситуации необходимо собрать соответствующие документы и подать заявление на изменение назначения особым распоряжением государственных органов.
  1. Решение вопросов, связанных с наделами сельских поселений, относится к компетенции местных властей.
  2. Для конкретизации территориальных границ земельного надела сельского поселения необходимо обращаться к местным властям – по адресу нахождения соответствующего участка.
  3. Предоставление собственнику перераспределенного надела правомочий, законодательно установленных в сфере использования такой земли, осуществляется непосредственно по факту окончания процедуры перераспределения.
  • Земельный надел, пребывающий в государственной собственности и заявленный для перераспределения, выставлен правообладателем на аукционные торги.
  • Территории, заявленные владельцами для перераспределения, по факту не являются смежными (соседними), то есть не соприкасаются хотя бы одной точкой, что наглядно подтверждается графической схемой их взаимного расположения.
  • Свидетельство, подтверждающее ваше право собственности на участок;
  • Копию вашего паспорта;
  • Схему расположения вашего участка;
  • Кадастровые документы на ваш участок;
  • Документы, на основании которых было установлено ваше право на участок (например, это может быть договор купли-продажи и др.)
  • Она должна быть изготовлена на основе топографической съемки. В ней должны быть указаны сведения из кадастрового плана, а также площадь вашего участка;
  • Можно изготовить только одну схему для двух и более земельных участков.
  • В утвержденном Правительством РФ порядке, если участки относятся к собственности Российской Федерации;
  • В утвержденном государственным органом субъекта Российской Федерации порядке, если участки находятся в собственности данного субъекта или же собственность на них не разграничена;
  • В утвержденном органами местного самоуправления порядке, если имеет место муниципальная собственность на земельный участок.
  • из выморочного имущества (при отсутствии наследников или лишении их прав);
  • после отказа от аренды или владения;
  • после отказа от наследства без указания лица, которому перепоручаются права наследования;
  • при изъятии землевладения из оборота согласно постановлению органа местной власти или по судебному решению.
  • Суть процедуры перераспределение земли и земельных участков, находящихся в частной собственности
  • Заявление о перераспределении земельного участка
  • Плата за добавление земли
  • Основные показатели в расчёте платы за прирезку
  • Когда и куда вносится плата за прирезаемый участок?
  • Когда делается межевание участка?
  • Все вопросы, касающиеся территорий, относящимся к сельским поселениям, принимаются на уровне органов местного самоуправления;
  • При необходимости корректировки границ участка с использованием земель с/х поселений в первую очередь нужно обращаться с заявлением в администрацию того района, к которому территориально относится интересующий участок;
  • С момента проведения перераспределения все полномочия по использованию таких участков переходят к их владельцу.
  • Если осуществляется перераспределение земель, находящихся в собственности граждан, физических и юридических лиц.
  • если отсутствует согласие всех лиц, которые по закону имеют право участвовать в перераспределении земель;
  • если на участке земли, который будет присоединен путем перераспределения к участку заявителя, расположены строения, являющиеся федеральной или муниципальной собственностью;
  • если участок земли, в отношении которого ставится вопрос о его присоединении к соседнему путем перераспределения, изъят из оборота или ограничен в обороте;
  • если участок земли зарезервирован для государственных нужд;
  • если в отношении участка земли уже имеется предварительное согласование о перераспределении его другому заявителю;
  • если вновь образованный участок будет превышать максимально допустимый размер;
  • если границы земельного участка заявителя не уточнены и нуждаются в межевании;
  • прилагаемая к заявлению схема расположения земельного участка имеет нарушения;
  • если участок, который будет вновь образован в результате перераспределения земель, выходит за красную линию.
  • для садоводства;
  • дачного строительства;
  • ведения подсобного хозяйства.
  • Существует тип перераспределений, которые связаны только с муниципальной землей. Проведение процедуры возможно только в том случае, если участок одного ведомства переходит во владение другого учреждения (организации, министерства);
  • Второй тип относится к перераспределению участков между физическими либо юридическими лицами. Для подтверждения перераспределения необходимо подписать соглашение между сторонами. Провести это можно только с разрешения государственных органов;
  • Третий тип является объединением первого и второго, то есть перераспределение земель между частной собственностью и государственным владением. Возможности межевания определяются особым регламентом. Важную роль также играет целевое использование участка собственником и назначение муниципальных территорий.
  1. Перераспределение наделов, пребывающих в собственности граждан и юридических лиц (организаций). В этом случае изменение территориальных пределов земельных участков осуществляется путем заключения особого соглашения между заинтересованными землевладельцами. Государственные органы составляют разрешительную документацию.
  2. Перераспределение исключительно тех землевладений, которые пребывают в муниципальной собственности. Реализуется при передаче государственных земель между конкретными ведомствами.
  3. Изменение границ двух смежных наделов, один из которых пребывает в законной собственности частного лица, а другой – принадлежит государству.

Перераспределение муниципальных земель

  • Паспортные данные заявителя и координаты для связи;
  • Наименование, местонахождение юридического лица, его регистрационные данные, если оно является участником перераспределения;
  • Кадастровая информация смежных земельных наделов;
  • Реквизиты проекта межевания земли.

17 июня 2019 года Президентом РФ был подписан ожидаемый многими ФЗ РФ № 150. Этим документом были внесены изменения сразу в два федеральных закона:

  • Закон о кадастровой деятельности № 221 (от 24.07.2007).
  • Закон о регистрации недвижимости № 218 (от 17.06.2019).

Новый ФЗ РФ № 150 содержит следующие изменения:

  • Проведение комплексных кадастровых работ теперь возможно при отсутствии проекта межевания при условии, что нормы Градостроительного Кодекса не требуют его обязательного наличия для определенной территории.
  • Определены особенности при осуществлении кадастровых работ на территориях, где возведены объекты общего пользования, если они расположены в пределах участков, предназначенных для садоводства и огородничества.
  • Установлен порядок выявления самозахваченных земель, которыми граждане пользуются без регистрации и разрешения.
  • Расширен перечень реестровых ошибок, которые могут быть устранены без привлечения третьих лиц самим Росреестром.

Новый закон вступит в силу через 90 дней после опубликования, т.е. в сентябре 2019 года.

Что будет если не провести межевание земельного участка? Со следующего года сделки по отчуждению наделов, границы которых не определены в Кадастре, запрещены без исключений. Ведь формально землепользователи таких участков не будут считаться их собственниками. Землей можно будет пользоваться, но нельзя будет распоряжаться. При этом абсолютно не важно, есть ли у пользователей правоустанавливающие документы, или нет.

  1. Предполагаемый собственник обязан представить акт о передаче ему имущества от лица муниципального образования или госоргана.
  2. Подается выписка из похозяйственной книги, которая оформляется, когда земля используется для организации ЛПХ.
  3. Человек может представить любой другой документ, подтверждающий его право владения землей.

Основная сложность процедуры постановки на учет имущества заключается в том, что придется не только подавать официальное заявление в Госкадастр на регистрацию, но и обращаться к геодезистам и проводить межевание. Само по себе мероприятие считается достаточно дорогостоящей и длительной процедурой.

Юридическая фирма Goltsblat BLP сообщает о вступлении в силу с 1 января 2017 г. ряда положений Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон). Информационное письмо № 581

Порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2019 года имеет некоторые особенности. Для ознакомления с ними следует подробно рассмотреть правовую базу, регуляторов процесса, условия исполнения заявленных операций, порядок заключения соглашения, стоимость, а также варианты отказа.

Оплата за увеличение надела должна быть произведена в течение срока, указанного в заключенном с местной администрацией соглашении.

Стоимость межевания в разных населенных пунктах тоже различается. На нее могут влиять такие факторы, как регион, категория земель, площадь, местоположение, форма надела и т. п.

В Москве и Московской области цена проведения этих работ может составлять до 30 000 рублей. А в других субъектах вам могут сделать межевой план за гораздо меньшие деньги — такая услуга может стоить около 5000 рублей или даже меньше. Частные фирмы самостоятельно устанавливают цены, ориентируясь на рынок спроса и предложения, поэтому даже в пределах одного муниципального образования стоимость работ по межеванию у разных исполнителей может быть различной.

  1. Перераспределяться могут только смежные участки.
  2. При перераспределении образуются новые участки, которым будет присваиваться новый кадастровый номер. Процедуру перераспределения регулируют нормы закона об образовании участков (статьи 11.2-11.10 ЗК РФ, а также Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, регулирующий учет и регистрацию недвижимости). Важно понимать, что речь идет не просто об изменении части границ существующих участков, а о формировании новых участков, на которые будут обновленные пакеты документов.
  3. Исходные участки прекращают свое существование, право на них погашается.
  4. На образуемые участки собственники регистрируют право.
  5. Участкам, получившимся в результате перераспределения, нужно заново присваивать адреса, обращаясь в уполномоченную инстанцию через МФЦ.
  6. Перераспределение участков возможно, если у исходных участков имеется межевание. При отсутствии уточнения границ преобразуемых участков нужно сначала провести межевание, а потом подготавливать перераспределение.
  1. Заказываете межевой план в кадастровой организации.
  2. Самостоятельно или с помощью юриста составляете соглашение о перераспределении земельных участков.
  3. Далее все собственники участков, подлежащих перераспределению, одновременно подают заявление в МФЦ. С собой иметь межевой план, соглашение о перераспределении.
  4. Стороны подписывают заявления о постановке на учет новых участков и регистрации права на них (исходные участки аннулируются).
  5. Через 10 рабочих дней владельцы участков получат правовые документы на землю.
  6. После этого необходимо подать заявление на присвоение адреса, также с помощью МФЦ.
  7. Вы получите распоряжение о присвоении адреса, которое необходимо подать снова в Росреестр (также через МФЦ) для учета изменений в отношении адреса.

На этом юридическое переоформление документов при перераспределении участков между двумя (или более) собственниками считается полностью завершенным.

  • Строение частично находится за кадастровой границей участка.
  • Небольшая территория давно используется собственниками прилежащего участка (огород, сад), и местная власть начала присылать штрафы за незаконное пользование муниципальной землей.
  • На публичной кадастровой карте имеется свободная территория (чересполосица) между кадастровыми границами соседних участков. Владельцы одного из участков решают посредством никем не узаконенной земли увеличить свою площадь.

Порядок перераспределения с муниципальными землями:

  1. Подготавливается схема на кадастровом плане территории (КПТ), в которой определены координаты куска земли, подлежащего прирезке, и обозначена общая площадь образуемого участка (площадь исходного участка площадь прирезки).
  2. Схема на КПТ отдается на утверждение администрации.
  3. Уполномоченная инстанция выдает распоряжение о перераспределении участка с муниципальными землями.
  4. Подготавливается межевой план на образование участка.
  5. На основании межевого плана регистрируется право на новый участок, собственность на исходный аннулируется.
  6. Заявитель получает выписку из ЕГРН на участок с новым кадастровым номером и площадью.

Алгоритм перераспределения земельных участков с муниципальной землей

При перераспределении участка с государственными землями действуют правила градостроительного зонирования с установленными предельными размерами формируемых участков, характерные для образования участков.

Самым частым вариантом перераспределения земельных участков является перераспределение границ внутри границ землепользования, находящегося в частной собственности. При переоформлении земельных участков, которые находятся в частной собственности, у их владельцев образуется право собственности на соответственные новообразовавшиеся участки в соответствии с соглашениями между этими собственниками об новых земельных участках.

  • участки должны стоить на гос.учете;
  • участки должны располагаться по соседству;
  • участки должны принадлежать к одному административному округу;
  • участки должны находиться в одной категории и использоваться по оному назначению.

Согласно п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ переоформлении земельных площадок, которые находятся в государственном или муниципальном владении, между их владельцами и (или) между владельцам земельных участков — физ. или юр. лицами не допускается, за исключением случаев:

  • переоформление таких земельных площадок в границах занятой территории, по отношению к которым, согласно градостроительному кодексу РФ принято решение о ее развитии и оформлен договор развития для застроенной площади;
  • образования земельных площадок для размещения объектов капитального назначения, которые предусмотрены п. 1 ст. 49 ЗК РФ.
  1. При перераспределении двух или более соседних земельных площадок образуются несколько других соседних площадок, и существование таких участков прекращается.
  2. При переоформлении земельных участков из частной собственности, у владельцев возникает права собственности на соответственные земельные участки по соглашению между собственниками.

Случаи, когда перераспределение не разрешается:

  • участки с договором развития;
  • образования земельных участков для размещения объектов кап.строительства, которые предусмотрены пунктом 1 ст. 49 настоящего Кодекса.
  • В случаях, которые указанны в пункте 3 статьи 49 ЗК РФ, перераспределение земельных участков проводится на основании согласия между владельцами земельных участков, органами исполнительной и государственной власти или органами локального самоуправления, которые предусмотрены в статье 29 ЗК РФ.
  • Данные участки, которые в дальнейшем будут перераспределяться, не принадлежат юридическим лицам, гражданам, органам самоуправления и не обременяются правами других лиц.
  • Участки принадлежат одному лицу.
  • Если право на распоряжение землей принадлежит одному органу государственной власти или местного самоуправления, в этом случае перераспределение возможно на основаниях решения соответствующего органа.
  1. Собственники территории оформляют договор на перераспределение, после чего подготавливают требуемый пакет документов.
  2. Оформляется заявление, после чего подается в Росреестр и межевую компанию. Заявление на выполнение работ по межеванию ЗУ
  3. Уполномоченный орган выносит постановление, на основании которого осуществляется процедура перераспределения.
  4. Кадастровый инженер занимается проведением всех необходимых межевых работ.
  5. Новые участки ставятся на учет в Росреестре, то есть территориям присваивается индивидуальный номер, осуществляется оформление паспорта, а данные о площадях вносятся в кадастр.
  6. Регистрируются права собственности на образовавшиеся участки для каждого владельца.
  • необходимо определить точное месторасположение земельного участка, в отношении которого поднят вопрос. Этим занимаются специалисты кадастровой службы, которые составляют необходимые документы, включающие схему расположения участка и межевой план;
  • собственник земельного участка предоставляет пакет документов в местную администрацию, где соответствующий отдел занимается их рассмотрением;
  • закон отводит на рассмотрение документов и принятие соответствующего решения 30 дней, по истечении которых заявителю вручается положительное или отрицательное решение;
  • при положительном решении, заявитель за свой счет оплачивает государственную кадастровую регистрацию земельного участка, который был вновь образован;
  • на вновь образованный участок выдается новый кадастровый паспорт и между его собственником и местной администрацией заключается соответствующее соглашение о перераспределении границ участка. Оригинал соглашения, подписанный администрацией, вручается собственнику, который обязан в течение месячного срока возвратить один экземпляр соглашения со своей подписью;
  • в течение следующего месяца гражданин должен оплатить все работы по перераспределению земель;
  • далее следует обратиться в территориальное подразделение Росреестра и зарегистрировать право собственности на вновь образованный земельный участок.
  • кадастровый паспорт на земельный участок;
  • правоустанавливающие документы на земельный участок;
  • градостроительные данные из муниципалитета;
  • другую документацию при необходимости.
  • категории земельного участка;
  • разрешенном виде использования;
  • площади участка;
  • его доступности;
  • какие имеются правовые основания для образования нового земельного участка.
  • титульный лист;
  • графическую часть;
  • координаты границ земельного участка.
  • переоформление таких земельных площадок в границах занятой территории, по отношению к которым, согласно градостроительному кодексу РФ принято решение о ее развитии и оформлен договор развития для застроенной площади;
  • образования земельных площадок для размещения объектов капитального назначения, которые предусмотрены п. 1 ст.
  • отсутствие письменного согласия лица, в пользование которого находится один из исходных участков;
  • предусмотрен передел объектов, хотя бы один из которых выставлен на аукцион;
  • в отношении одного из исходных участков принято решение о предварительном согласовании предоставления, и срок его действия не истек;
  • границы исходного участка подлежат уточнению;
  • имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения участка (перечень которых дан в ст. 11.10 ЗК РФ);
  • в отношении одного из исходных участков подано заявление о предоставлении, и оно находится на рассмотрении.
  • Если государственный участок, который рассматривается для проведения межевания, выставлен на аукцион;
  • В том случае, если перераспределяемые участки не являются смежными (графическая схема их расположения должна содержать участки соприкосновения и наличия хотя бы одной общей границы);
  • Если к землям, заявленным для изменения границ за счет друг друга, не применялась процедура межевания.
  1. Собственники территории оформляют договор на перераспределение, после чего подготавливают требуемый пакет документов.
  2. Оформляется заявление, после чего подается в Росреестр и межевую компанию. Заявление на выполнение работ по межеванию ЗУ
  3. Уполномоченный орган выносит постановление, на основании которого осуществляется процедура перераспределения.
  4. Кадастровый инженер занимается проведением всех необходимых межевых работ.
  5. Новые участки ставятся на учет в Росреестре, то есть территориям присваивается индивидуальный номер, осуществляется оформление паспорта, а данные о площадях вносятся в кадастр.
  6. Регистрируются права собственности на образовавшиеся участки для каждого владельца.
  • не предоставленных в пользование частным лицам и при этом не обремененных правами сторонних лиц (сервитут не учитывается);
  • предоставленных на одном виде права одному лицу (с его согласия).
  • Изменение границ смежных друг с другом территорий (такие перемены могут касаться двух и более участков);
  • Образование новых территорий с измененными границами, занесенными в соответствующие кадастровые документы;
  • Упразднение старых пределов участков и их использование с учетом уже нового назначения (если таковое было принято).
  • Составить предварительную устную договоренность между владельцами земель;
  • Обратиться в государственный муниципальный орган для выдачи разрешения;
  • Пригласить специалиста кадастрового отдела для проведения процесса перенесения границ;
  • Заключить письменный договор и подать его в орган местного самоуправления;
  • В случае положительного решения получить решение об утверждении плана участков с внесенными корректировками;
  • Поставить участок с новыми границами на учет в Кадастровой палате;
  • Если целью перераспределения является приведение в соответствие межевым планам территорий с особым планом развития, установленном на местном уровне;
  • Если целью данной процедуры является исключение чересполосицы или искривлений границ участков. При этом увеличение площади участков не должно превышать определенные величины;
  • Если участки, участвующие в перераспределении, могут быть использованы в целях ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, ИЖС. При этом участок должен достигнуть минимального размера по площади;
  • Если участок, участвующий в перераспределении, подлежит использованию в целях капитального строительства, в частности, для строительства тех или иных объектов в соответствии с государственными или муниципальными нуждами.
  • Подайте соответствующее заявление в администрацию вашего района;
  • Дождитесь рассмотрения вашего заявления комитетом по земельным вопросам. Установленный срок для рассмотрения составляет тридцать дней;
  • Организуйте кадастровые работы на вашем участке;
  • Оформите предварительный межевой план на новый участок;
  • Представьте результаты кадастровых работ в комитет по земельным вопросам;
  • Подпишите соглашение о перераспределении в исполнительном органе;
  • Оплатите перераспределение территории (срок оплаты – тридцать дней с момента подписания соглашения);
  • Оформите право собственности на ваш новый участок.
  • технические характеристики участков;
  • информацию о собственниках каждого из участков;
  • сведения о правах собственности каждой из сторон на соответствующие участки;
  • цель перераспределения.
  • Кадастровый план;
  • Данные из градостроительного органа;
  • Документы, устанавливающие права на участок;
  • Иные документы.
  • Расположение на участке, который подлежит присоединению, строений, находящихся в государственной или же муниципальной собственности;
  • Нарушения в схеме расположения участка;
  • Участок заявителя имеет не уточненные границы;
  • Участок, который подлежит присоединению, относится к зарезервированным для государственных нужд землям;
  • Площадь вновь образованного участка превышает максимально допустимую величину;
  • Новый участок выходит за красные линии границ;
  • Отсутствует согласие лиц, которые обладают правами на земельные участки, подлежащие перераспределению;
  • Наличие достигнутого ранее соглашения о том, что подлежащий присоединению участок из муниципальной собственности предоставляется в собственность физическому или же юридическому лицу;
  • Если участок, подлежащий присоединению, изъят из гражданского оборота или в обороте ограничен.

Документальное оформление

Оформление прирезок

«Прирезка» это увеличение фактической площади участка за счет вольно занятой земли. Раньше такие действия были запрещены, тем не менее это не помешало некоторым субъектам определять свои заборы с захватом чужих территорий.

В результате распределения базового земельного участка образуется новый и изменяются границы гос.территории, часть которой фигурирует в прирезке. В ходе процедуры информация о новых границах должна быть занесена в кадастр, а лицо должно получить выписку из ЕГРН с новой территорией и границами.

Порядок расширения границ основного земельного участка:

  • Сначала нужно проконсультироваться с инженерами кадастра, которые оценивают ситуацию по отношению к прирезке. Они начнут подготовку схему расположения объекта, в случае отсутствия межевого проекта территории. При этом территория прирезки не должна нарушать требования субъекта, земельного и прочего законодательства. На данном этапе выясняют наличие сервитутов, сторонних лиц, которые имеют право собственности и т. д;
  • Подача заявки на перераспределении наделов;
  • Заявку рассматривают в течение 10 дней, в течение которых органы власти обязуются выдвинуть основания для отказа.

Регистрация перераспределения земельных участков

Процедура госрегистрации прав на участки, образуемые при перераспределении, оговорены 122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Внесение сведений осуществляется в заявительном порядке, на основании надлежащего пакета бумаг.

Случаи отказа

Отказ в обязательном порядке должен обосновываться наличием одной из причин, прописанных в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса:

  • нет согласия лиц, имеющих право принимать участие в перераспределении;
  • на территории, присоединяемой посредством перераспределения к участку заявителя, располагается какая-либо недвижимость, находящаяся в собственности муниципальных или государственных органов;
  • интересующий участок был изъят из оборота или же ограничен в нем;
  • участок резервировался для каких-либо государственных нужд;
  • в отношении указанного участка было оформлено предварительное соглашение о перераспределении в пользу другого лица;
  • образованный участок будет превышать максимально допустимые габариты;
  • границы земельного участка заявителя не были уточнены, в связи с чем должна проводиться процедура межевания;
  • схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению, оформлена с какими-либо нарушениями;
  • участок, образующийся в результате перераспределения, выходит за имеющуюся красную линию.

После того, как допущенные нарушения будут устранены, у заявителя будет право на то, чтобы снова обратиться с заявлением о проведении перераспределения.

По различным причинам возникает необходимость в перераспределении существующих границ земельных участков:

  • увеличение площади земельного участка путем присоединения соседнего участка;
  • деление одного участка на несколько.

В связи с этим, возникает и необходимость в проведении межевания новых участков.

Алгоритм перераспределения земельных участков с муниципальной землей

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

7 (499) 703-47-59Москва, Московская область

7 (812) 309-16-93Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 550-72-15Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Дорогие читатели!

  • Участок относится к категории земель, в отношении которых запрещено перераспределение;
  • Наделы различаются по своему целевому назначению;
  • Земельные наделы не являются смежными;
  • Не получено письменного согласия, если участки обременены правами третьих лиц;
  • На земельном наделе, который будет образован в результате проведения перераспределения, будут находиться объекты недвижимости, относящиеся к государственной, муниципальной или собственности граждан;
  • В проект межевания входит земля, которая была изъята из гражданского оборота или ограничена в нем;
  • Земельные владения относятся к различным муниципальным образованиям;
  • Земля была ранее зарезервирована для государственных нужд или муниципальных;
  • Участок является предметом аукциона, о проведении которого было надлежащем образом извещено;
  • Если после проведения перераспределения новый участок будет превосходить максимально допустимую величину;
  • Необходимо уточнение границ надела, принадлежащего частному землевладельцу;
  • Схема надела не соответствует планировке территории, землеустроительным документам.

Имейте в виду! Полученный отказ о перераспределении земельной территории должен быть обоснованным, с указанием причины запрета проведения данной процедуры.

Таким образом, территорию можно перераспределить между соседями, для изменения кадастрового плана, если у них существуют разногласия по поводу границ смежных участков, а также законным способом увеличить владения за счет государственной или муниципальной земли. Существенным плюсом таких прирезок является их стоимость, представляющая небольшой процент от кадастровой цены  земли.

Дорогие читатели!

8 (800) 511-69-42Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Порядок процедуры перераспределения участков В том случае, если участки не подпадают под категории, при которых перераспределение невозможно, собственникам наделов необходимо будет осуществить такие шаги:

  • оснований для передела, исключительный перечень которых содержит ст. 39.28 ЗК РФ;
  • нотариально удостоверенного согласия всех правообладателей.
  • превышающие гранично допустимые размеры;
  • ограниченные в обороте;
  • зарезервированные для публичных нужд;
  • в отношении которых оглашено извещение о проведении аукциона;
  • касательно которых принято решение о предварительном согласовании предоставления или получено заявление по этому поводу.

Отказ в перераспределении может быть дан:

  • если муниципальные земли, которые подлежат передаче в частные руки в ходе передела, могут стать самостоятельным полноценным земельным участком;
  • границы исходного объекта, находящего в частной собственности, подлежат уточнению на основании Закона №221 «О госкадастре недвижимости»;
  • есть основания к отказу в утверждении схемы расположения участка, документ разработан с нарушениями требований к особо охраняемым природным территориям;
  • хотя бы один из образуемых участков расположен в границах территории, касательно которой утвержден проект межевания территории.

Отказ в заключении соглашения о переделе должен быть мотивированным. Примечательно, что отсутствие в госкадастре недвижимости сведений о местоположении земельного участка, находящегося публичной собственности, самого по себе не считается основанием для отказа в перераспределении.

Перераспределение земельных участков между двумя собственниками и более осуществляется согласно статей земельного кодекса, регулирующих данный вопрос. В ходе такого процесса возможно осуществлять как увеличение общей площади земельного надела, так и его уменьшение путем корректировки границ с принятием дополнительных площадей в свою собственность либо передаче другим лицам.

С 1 января 2017 года нормативные акты, определяющие условия подобных изменений, а также сопутствующие факторы, которые могут помешать таким процедурам, несколько изменились.

Заключение

Проводя процедуру нужно убедиться в том, что участок точно соответствует всем требованиям, ведь решение суда могут забраковать при проверке документов, а владельцу придётся уплачивать административный штраф. Лучшим решением будет доверить эту процедуру профессионалам, чтобы сэкономить деньги и время.

В большинстве случаев новые участки образуются из муниципальных земель. Землю необходимо поставить на кадастровый учет, а то получиться так: земля есть, а хозяина по документам нет, и совершение сделок, а также перераспределение будет невозможным.

Перераспределением занимаются по разным обстоятельствам, одним необходимо увеличить площадь своего уже существующего участка для увеличения стоимости при продаже, у других нет доступа к проходящим по смежному участку коммуникациям, для этого и осуществляют перераспределение.

Если возникла необходимость перераспределения участков, необходимо хорошо изучить все процедуры и при обращении к геодезистам найти квалифицированных специалистов, они точно сделают все правильно, но за это придется заплатить, при выезде инженера на место процедура будет стоить дороже.

Действующее законодательство устанавливает достаточно большое количество требований, связанных с распределением государственной территории в пользу физических и юридических лиц.

Достаточно часто многие граждане, интересующиеся получением каких-либо наделов, не знают о том, какие именно нормы прописаны в различных нормативных актах и что нужно учитывать при проведении тех или иных операций.

Соглашение о перераспределении земельного участка с муниципальной землей

Не забывайте, что все измерения на местности должен осуществлять исключительно специалист – кадастровый инженер, а перераспределение должно осуществляться фирмой, которая специализируется на геодезической деятельности и имеет на это лицензию.

  • Титульный лист;
  • Графическая часть;
  • Каталог координат для границ участка.

Если схема подлежит представлению вместе с заявлением об ее утверждении, она должна содержать следующие документы:

  • Данные ЕГРН;
  • Пояснительную записку;
  • Обзорную схему границ участка, на которой указаны все объекты недвижимости;
  • Документ, подтверждающий право собственности на участок;
  • Согласие иных владельцев земли.

Следует отметить, что все документы должны содержать подпись исполнителя. Оборотная сторона должна содержать штамп «Согласовано», сведения о вас как о заказчике и вашу подпись. Представьте документы в электронном виде.

  • Текст может быть как написанным от руки, так и напечатанным на компьютере. В первом случае необходимо писать максимально разборчиво и понятно;
  • Документ не должен содержать исправления;
  • Запрещается наличие карандашных записей в документах;
  • Материалы не должны быть тем или иным образом повреждены, все должно быть максимально аккуратно;
  • Проверяйте сроки действия каждого документа, они не должны быть истекшими;
  • Каждый лист документа должен иметь свой порядковый номер;
  • Разделы схемы и иные документы должны содержаться в папке;
  • Разделы схемы должны быть оформлены на листах формата А4, а графическая часть может быть представлена на листах формата А3;
  • Документы должны быть заверены нотариусом, если это требуется.

Существует ряд требований, предъявляемых к оформлению титульного листа.

Реквизиты:

  • Гриф утверждения;
  • Название документа;
  • Номер листа, содержащего схему, и количество листов данного документа;
  • Категория и расположение вашего участка;
  • Сведения о заказчике;
  • Сведения о лице, осуществлявшем кадастровые работы;
  • Площадь участка, а также его допустимое использование;
  • Кадастровый номер того участка, который граничит с вашим участком;
  • Причина перераспределения территории;
  • Расположение участка (обязательно обратите внимание на изменения, внесенные в адресную схему).
  • Гриф утверждения;
  • Название документа;
  • Количество листов;
  • Номер кадастрового квартала;
  • План участков из одного квартала;
  • Выписка из ЕГРН;
  • Условные обозначения;
  • Сведения об исполнителе, его печать и подпись.

В Каталог координат для границ участка должна входить следующая информация:

  • Название документа;
  • Расположение участка и его наименование;
  • Геодезические данные участка, а также его площадь;
  • Сведения об исполнителе.

После получения данного решения гражданка снова обратилась в межевую компанию с требованием возврата денежных средств или же осуществления повторной геодезической съемки земли, но в этот раз уже после оформления прирезки.

  • существуют смежные границы;
  • оба землевладения находятся на учете в ГКН и имеют одинаковую категорию;
  • участки расположены в пределах одного города или района;
  • соглашение о перераспределении земельных участков подписано собственниками обоих землевладений.
  • несоответствие участков нормам и требованиям, которые изложены в Земельном кодексе Российской Федерации;
  • нарушение городских законодательных актов, которые регулируют вопрос перераспределения земель.

Заказчики были вынуждены вновь обращаться к кадастровому инженеру, который был ознакомлен с тем, что документация нужна для проведения процедуры перераспределения земель.

Документы были выполнены с учетом требований по перераспределению земель и через два месяца заявители получили документы на земельные участки, с учетом перераспределения земель.

  • пояснительную записку;
  • обзорную схему границ земельного участка, с обозначением расположенной на нем недвижимости;
  • данные государственного кадастра недвижимости;
  • правоустанавливающие документы на землю;
  • письменные согласия собственников смежных участков.

Весь пакет документов изготавливается в электронном виде, поэтому предоставления его на бумажном носителе не требуется.

При оформлении документации необходимо соблюдение следующих требований:

  • документ должен быть исполнен машинописным текстом, а при написании от руки, буквы должны быть разборчивы;
  • исправления в документе не допускаются;
  • записи карандашом производить нельзя;
  • прилагаемые документы не должны иметь повреждений, из-за которых невозможно прочитать документ;
  • документы должны быть с текущим сроком действия;
  • документы, к которым предъявлены требования по нотариальному заверению, должны быть удостоверены нотариусом;
  • при изготовлении документации следует применять листки формата А4, при этом графическую часть можно нанести на формат А3;
  • листы прилагаемых документов должны иметь порядковую нумерацию;
  • подготовленная документация и схематические планы должны быть вложены в папку для бумаг.

Так, в качестве реквизитов должны быть указаны:

  • гриф, которым утверждается документ;
  • как называется документ;
  • порядковый номер листа, на который нанесена схема, а также общее количество листов;
  • к какой категории земель относится участок и его месторасположения;
  • размер участка, его фактическое использование, и какое разрешенное использование определено;
  • способы доступа до участка и на основании чего производится перераспределение земель;
  • фамилия и инициалы кадастрового инженера;
  • кто является заказчиком работ;
  • нынешнее месторасположение земельного участка, определенное с учетом внесенных изменений адреса в схеме;
  • цифровое обозначение кадастрового номера смежного земельного участка.

В графической части документа указывается:

  • гриф, под которым утверждается документ;
  • полное название документа;
  • выписка из кадастрового реестра;
  • порядковый номер листа и их общее количество;
  • цифровое обозначение кадастрового номера земельного квартала;
  • план расположения участков в одном квартале;
  • какие условные обозначения применены при составлении документа, и что они означают;
  • кто является исполнителем, его подпись, скрепленная печатью.
  • полное название документа;
  • как называется объект и его месторасположение;
  • какую площадь занимает объект и его геодезическое обозначение;
  • кто является исполнителем документации.

Дорогие читатели!

  • перераспределение земель в границах застроенной территории, относительно которой оформлен договор о дальнейшем развитии, проводится для того, чтобы привести границы земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания;
  • перераспределение осуществляется для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы (при условии, что площадь участков не увеличится сверх допустимых норм);
  • перераспределение государственных или муниципальных участков и земель, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства допускается также при условии, что площадь участка не увеличится сверх допустимых норм;
  • территории образуются для строительства государственных объектов стратегического значения, в том числе при прокладке автомобильных и железнодорожных путей сообщения.

Дорогие читатели!

Внимание

Порядок расширения границ основного земельного участка:

  • Сначала нужно проконсультироваться с инженерами кадастра, которые оценивают ситуацию по отношению к прирезке. Они начнут подготовку схему расположения объекта, в случае отсутствия межевого проекта территории. При этом территория прирезки не должна нарушать требования субъекта, земельного и прочего законодательства.
  • Перераспределения, связанные исключительно с муниципальной землей. Такой вариант осуществляется, когда участки, находящие под ведомством государства переходят от одного учреждения (министерства, организации и т.д) к другому;
  • Изменение границ двух смежных участков, когда один из них находится в частной собственности, а другой принадлежит государству. Данный вариант связан с особо жестким регламентом, определяющим возможность размежевания.
  • оснований для передела, исключительный перечень которых содержит ст.

Требования к земельным участкам

Перераспределение земельного участка представляет собой внесение корректировок, результатом которых является присоединение к определенной территории каких-либо других наделов для реализации определенной цели. Наиболее распространенные способы для проведения данной процедуры – это присоединение земли, которая находится в собственности муниципальных органов, а также приобретение определенной части смежного участка у его владельца.

Под прирезкой в данном случае подразумевается расширение имеющихся границ территории путем присоединения земельных участков, использующихся на протяжении определенного промежутка времени без наличия определенных документов. Соответственно, по отношению к таким земельным участком проводился самовольный захват, а собственником таких наделов являются государственные органы.

  • должны иметь общую границу;
  • должны относиться к одному административному округу;
  • должны иметь одинаковую земельную категорию и одинаковый вид допустимого использования;
  • их границы должны быть четко определены;
  • они должны в обязательном порядке состоять на кадастровом учете.

Основанием для осуществления процедуры является соглашение о перераспределении земельных участков с муниципальной землей. В субъектах Российской Федерации требования к образцу бланка могут существенно различаться.

Перераспределены могут быть не все земли, так как законодатель установил ряд ограничений. В частности, процедурой можно воспользоваться если:

  • Были проведены геодезические работы по межеванию земли. После установления четких границ, земельные наделы, согласно отечественному законодательству поставлены на кадастровый учет;
  • Присоединяемая площадь является государственной или муниципальной собственностью;
  • Территория земли, находящаяся в собственности у частного землепользователя в результате перераспределения должна быть не больше предельно возможного размера;
  • Земля должна иметь одно целевое назначение;
  • Допускается передел только смежных участков;
  • Земли, участвующие в процедуре, должны относиться к одной административной территории, во избежание изменения границ муниципалитета;

Следует учитывать, что в процессе перераспределения могут участвовать только граждане РФ, являющиеся собственниками земельных наделов. При этом участок должен быть предназначен для  ИЖЗ, ЛПХ, садоводства или огородничества.

Чтобы осуществить перераспределение земли, владелец участка должен обратиться в компетентные органы.

К земле, которую хотят перераспределить, есть определенные требования, без их соблюдения провести кадастровые работы не представится невозможным.

  • У земель должны быть смежные границы;
  • Они должны иметь точные границы и находиться в собственности, если не производилось разграничение, то нужно обратиться к геодезистам;
  • Эта процедура возможна, только если земли находятся в одном муниципалитете и категории;
  • К новым участкам должен иметься доступ;
  • После завершения процедуры требуется согласие обоих собственников и подписание протокола.

Не стоит забывать о том, что любые измерения на указанной местности осуществляются исключительно уполномоченными кадастровыми инженерами, в то время как перераспределение проводится компанией, специализирующейся на ведении геодезической деятельности и имеющей соответствующую лицензию.

Образец оформленного нотариально согласия

Почему в заявке на перераспределение земельного участка могут отказать

В качестве заявителей могут выступать индивидуальные предприниматели, физические и юридические лица, которые являются собственниками земель.

Заявителями могут быть и другие лица, которые в этом уполномочены в установленном порядке.

Ни для кого не является большим секретом, что призвание средств массовой информации является раздувание даже, казалось, бы ничем не примечательной новости в масштабный апофеоз, который по факту представляет из себя всего лишь поправки в законодательстве, введение в силу которых продиктовано развитием общества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про юриспруденцию