Алгоритм обмена земельного участка, находящегося в государственной собственности

Положения статьи

Процедура обмена земельного участка, являющегося собственностью муниципальных или государственных органов, регулируется статьей 39.21 Земельного кодекса. Проведение данной процедуры осуществляется в том случае, если обменивается территория на участок, который является частной собственностью или же изымается для реализации каких-либо муниципальных или государственных нужд.

Образец свидетельства о праве собственности на землю

(в ред. постановления администрации городского округа город Воронеж от 29.10.2018 N 703)

5.1. Заявители имеют право на обжалование решений и действий (бездействия) управления, должностного лица управления либо муниципального служащего, МФЦ, работника МФЦ, а также организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — привлекаемые организации), или их работников в досудебном порядке.

— нарушение срока регистрации запроса о предоставлении муниципальной услуги;

— нарушение срока предоставления муниципальной услуги. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) МФЦ, работника МФЦ возможно в случае, если на МФЦ, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению муниципальной услуги в полном объеме в порядке, определенном частью 1.

— требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Воронежской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа город Воронеж для предоставления муниципальной услуги;

(в ред. постановления администрации городского округа город Воронеж от 18.01.2019 N 35)

— отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Воронежской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа город Воронеж для предоставления муниципальной услуги, у заявителя;

— отказ в предоставлении муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Воронежской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа город Воронеж.

В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) МФЦ, работника МФЦ возможно в случае, если на МФЦ, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению муниципальной услуги в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ;

— затребование с заявителя при предоставлении муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Воронежской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа город Воронеж;

— отказ управления, должностного лица управления, МФЦ, работника МФЦ, привлекаемых организаций или их работников в исправлении допущенных ими опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) МФЦ, работника МФЦ возможно в случае, если на МФЦ, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению муниципальной услуги в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ;

— нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления муниципальной услуги;

— приостановление предоставления муниципальной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Воронежской области, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа город Воронеж.

В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) МФЦ, работника МФЦ возможно в случае, если на МФЦ, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению муниципальной услуги в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ;

— требование у заявителя при предоставлении муниципальной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ.

В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) МФЦ, работника МФЦ возможно в случае, если на МФЦ, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению муниципальной услуги в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ.

(абзац введен постановлением администрации городского округа город Воронеж от 18.01.2019 N 35)

5.3. Заявители имеют право на получение информации, необходимой для обоснования и рассмотрения жалобы.

5.4. Оснований для отказа в рассмотрении жалобы не имеется.

5.5. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является поступившая жалоба.

Жалоба на решения и действия (бездействие) управления, должностного лица управления, муниципального служащего, руководителя управления может быть направлена по почте, через МФЦ, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) либо Портала Воронежской области в сети Интернет, официального сайта администрации городского округа город Воронеж, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

(в ред. постановления администрации городского округа город Воронеж от 24.07.2019 N 630)

Жалоба на решения и действия (бездействие) МФЦ, работника МФЦ может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе официального сайта МФЦ, Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) либо Портала Воронежской области в сети Интернет, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Жалоба на решения и действия (бездействие) привлекаемых организаций, а также их работников может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе официальных сайтов этих организаций, Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) либо Портала Воронежской области в сети Интернет, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

— наименование управления, должностного лица управления либо муниципального служащего, МФЦ, его руководителя и (или) работника, привлекаемых организаций, их руководителей и (или) работников, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

— фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

— сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) управления, должностного лица управления либо муниципального служащего, МФЦ, работника МФЦ, привлекаемых организаций, их работников;

— доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) управления, должностного лица управления либо муниципального служащего, МФЦ, работника МФЦ, привлекаемых организаций, их работников. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

5.7. Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя управления подаются в администрацию городского округа город Воронеж.

— руководителю управления;

— первому заместителю главы администрации по стратегическому планированию, экономике и финансам;

— главе городского округа город Воронеж.

Должностные лица, указанные в настоящем пункте, проводят личный прием заявителей. Личный прием должностными лицами проводится по предварительной записи. Запись заявителей проводится при личном обращении или с использованием средств телефонной связи по номерам телефонов, которые размещаются на официальном сайте администрации городского округа город Воронеж в сети Интернет, на информационных стендах.

Специалист, осуществляющий запись заявителей на личный прием, информирует заявителя о дате, времени, месте приема, должности, фамилии, имени и отчестве должностного лица, осуществляющего прием.

5.8. Жалобы на решения и действия (бездействие) работника МФЦ подаются руководителю этого МФЦ. Жалобы на решения и действия (бездействие) МФЦ подаются в департамент цифрового развития Воронежской области или должностному лицу, уполномоченному нормативным правовым актом Воронежской области.

Основания для изъятия земли для государственных и муниципальных нужд

В действующем законодательстве прописано несколько ситуаций, при которых предусматривается возможность обмена земельного участка, находящегося в распоряжении государственных или муниципальных органов, на частное имущество. Таким образом, проводить подобные операции можно будет только в том случае, если в качестве объекта обмена выступает территория, предназначенная для размещения каких-либо инфраструктурных объектов или же изымаемая для нужд государственных органов.

Предметом соглашения в данном случае являются территории, которые будут обмениваться, находящиеся в собственности каждой из сторон. Помимо самих земельных участков, в качестве предмета сделки могут предусматриваться также различные объекты недвижимости, расположенные на их территории.

Если же земельный участок вместе с размещенными на нем постройками является собственностью определенного лица, то в таком случае предусматривается возможность оформления стандартного договора обмена вместе с безвозмездной передачей недвижимого имущества в государственную собственность или в распоряжение муниципального органа.

  1. Если меняется муниципальная или государственная собственность на частные земли, изымаемые для нужд госорганов или городской управы.
  2. Когда владения госорганов или муниципалитета обмениваются на земли находящиеся в частной собственности и предназначенные для размещения объектов социальной инфраструктуры или транспортного пункта, где данные объекты будут располагаться.

Стороны данной сделки равноправны и подразумевается, что участки также равнозначны. В качестве одного участника – стороны А выступает администрация или госорган, распоряжающиеся территориями, а стороной Б является собственник другой площади.

Предметом данного соглашения выступают земельные участки, которые в дальнейшем будут подлежать обмену, а именно, собственность стороны А и владения другого участника. Помимо самих земель, предметом сделки могут быть объекты недвижимости, которые находятся на этих участках. Если надел и постройки находятся в собственности одного и того же лица, допускается оформление акта мены совместно с безвозмездной передачей недвижимости в госсобственность или в распоряжение городской управы.

  • Строительство сооружений стратегического использования.
  • Постройка энерго- и коммуникационных узлов.
  • Конструирование объектов атомной промышленности.
  • Воздвижение инженерных сооружений и узлов связи.
  • Реконструкция военных объектов.
  • Строительство транспортных узлов. Например, железнодорожных вокзалов, станций и аэропортов.
  • Воздвижение космодромов.
  • Модернизация и оснащение линейных структур естественных монополий.
  • Строительство коммуникационных систем электро-, газо- и термоснабжения.
  • Прокладка автомагистралей для государственных нужд.

Существуют и другие основания для изъятия недвижимости. Они регламентированы отдельными нормативными актами и договорами между сторонами.

Изъятие земельных участков для государственных нужд происходит на компенсационной основе путем установки их выкупной стоимости, которая будет передана новым фактическим собственникам. Процедура отчуждения частных земель предусматривает обязательное уведомление собственников.

Законодательством также установлено понятие реквизиции, как лишение преимущественного владения участком в пользу государства или общества, которое устанавливается на ограниченный период или на постоянной основе. Такое действие допускается при чрезвычайных и экстренных ситуациях, катастрофах и иных обстоятельствах, при которых отчуждение территории требуется для исполнения срочных государственных задач.

Постановление об отчуждении земельного участка в пользу государства составляется после утверждения акта о выборе конкретной территории под необходимые нужды. В течение двух месяцев после принятия этого документа компетентная комиссия согласовывает и направляет постановление фактическому владельцу участка. В период 5 суток после утверждения решения, информация о смене собственника направляется в Росреестр по месту расположения рассматриваемого надела.

Постановление об изъятии земельного участка выглядит как официальное распоряжение, утвержденное печатью государственного органа и подписью его руководителя. Оно должно содержать следующую информацию:

  1. Данные о рассматриваемом объекте. Его месторасположение, размер и кадастровый номер.
  2. Основания для изъятия.
  3. Период, на который изымается участок. Изъятие также может производиться на постоянной основе.
  4. Информация о собственнике, у которого изымается недвижимость.
  5. Поручительские обязательства конкретного государственного органа о необходимости извещения собственника земли об ее отчуждении, а также об обязательной регистрации перехода вещного права на имущество.
  6. Информация о компенсациях бывшему собственнику недвижимости.

Согласно гражданскому и земельному законодательству определено трехкратное информирование собственника недвижимости, подлежащей изъятию:

  • До согласования об изъятии. Возможно информирование через СМИ.
  • После принятия соответствующего решения. До последней редакции ЗК РФ срок оповещения собственника составлял не менее одного года до момента отчуждения. В настоящий момент это положение было отменено и точные сроки предварительного оповещения не установлены.
  • После государственной регистрации перехода вещного права на имущество.

На сегодняшний день трехкратное оповещение собственника земли носит необязательный характер.

Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд:

  1. Рассмотрение вопроса о необходимости отчуждения частной собственности в государственное ведение.
  2. Составление соответствующего постановления компетентной комиссией, назначаемой органами федерального или местного значения.
  3. Уведомление собственника об изъятии конкретного участка полностью или его части.
  4. Составление соглашения с включением пункта о компенсации.
  5. Отчуждение собственности и регистрация перехода вещного права в Росреестре.

После того как земельный участок будет изъят, на индивидуальный лицевой счет бывшего собственника поступит денежная компенсация, определенная соглашением между сторонами правоотношения. Отчужденный надел переходит в собственность заинтересованного государственного или муниципального органа, который регистрирует переход вещного права в Росреестре.

В судебной практике известны случаи, когда отчужденная собственность была возвращена ее законному владельцу по причине несоблюдения законных прав. Это возможно после подачи соответствующего искового заявления. Например, о признании недействительным факта передачи земельного участка в государственную или муниципальную собственность.

Заключение

Отчуждение частной собственности в пользу государства происходит для строительства важных объектов инфраструктуры, а также для их реконструкции и ремонта. Данная процедура включает следующие этапы:

  1. Поиск федеральным или муниципальным органом подходящей земли.
  2. Принятие решения и составление соответствующего постановления.
  3. Уведомление собственника и оформление обоюдного соглашения.
  4. Выплата компенсации за землю.
  5. Регистрация перехода вещного права в Росреестре.

Список законов

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Какими законами регламентируется?

  • Глава 31 ГК РФ.
  • Статья 328 ГК.
  • Статьи 567-571 ГК РФ.
  • Глава 9 ГК РФ.
  • Земельный кодекс РФ.
  • Статья 458 ГК РФ.
  • Статья 554 ГК РФ.
  • Статьи 166-168 ГК РФ.

Как и любая другая сделка, мена регулируется гражданским законодательством. Вопросу мены посвящена целая глава этого кодекса, начиная от 567 статьи.

Но также, подобная процедура может быть осуществлена и посредством другой, более популярной сделке. Часто, стороны прибегают к оформлению купли-продажи для того, чтобы обмен не стал поводом обращения одной из сторон в суд, ввиду неисполнения обязательств.

Купле-продаже подлежат движимые и недвижимые вещи, правда данная сделка будет иметь двухсторонний характер и составляется дважды.

Соглашение купли-продажи также предусмотрено гражданским законодательством в статье 454. Именно в ней и последующих нормах конкретно раскрывается суть проведения данной процедуры со всеми вытекающими нюансами.

1) жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Воронежской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа город Воронеж, а также в иных формах;

2) в удовлетворении жалобы отказывается.

Алгоритм обмена земельного участка, находящегося в государственной собственности

5.10. Жалоба, поступившая в администрацию городского округа город Воронеж либо в управление, МФЦ, департамент цифрового развития Воронежской области, привлекаемые организации, подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа управления, МФЦ, привлекаемых организаций в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

5.11. Не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 5.9 настоящего Административного регламента, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

5.11.1. В случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, указанном в пункте 5.11 настоящего Административного регламента, дается информация о действиях, осуществляемых администрацией городского округа город Воронеж, управлением, МФЦ, привлекаемыми организациями в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании муниципальной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения муниципальной услуги.

(пп. 5.11.1 введен постановлением администрации городского округа город Воронеж от 18.01.2019 N 35)

5.11.2. В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, указанном в пункте 5.11 настоящего Административного регламента, даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.

(пп. 5.11.2 введен постановлением администрации городского округа город Воронеж от 18.01.2019 N 35)

5.12. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Алгоритм обмена земельного участка, находящегося в государственной собственности

Руководитель управленияимущественных и земельных отношенийН.Б.МАХОРТОВА

Приложение N 1

Приложение N 1к Административному регламенту

(в ред. постановлений администрации городского округа город Воронеж от 29.10.2018 N 703, от 24.07.2019 N 630)

1. Место нахождения администрации городского округа город Воронеж: 394018, г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 10.

понедельник — четверг: 09.00 — 18.00;

пятница: 09.00 — 16.45;

перерыв: 13.00 — 13.45.

Причины

Давайте рассмотрим основные случаи и ситуации:

  1. Желание заниматься сельским хозяйством заставляет людей обменивать имеющуюся на праве собственности жилую площадь.
  2. Желание построить дом, но так как стоимость квартиры несоразмерна дому, то вначале может хватить только на участок земли.
  3. Желание выгодно вложить денежные средства. К примеру, жилплощадь простаивает и находится в непрезентабельном районе, а земельный участок можно сдать в аренду или выгодно перепродать.

Данные причины обмена жилья в многоэтажке на землю – лишь немногие, которые с подвигают граждан идти на подобные соглашения.

Способы

Статья 567 ГК РФ разъясняет, что обмен может производиться на имущество, которое находится в собственности у лица, которое желает его обменять.

Обратите внимание! Землю можно менять на квартиру, комнату, дачу или дом.

Существуют два возможных способа осуществить вышеоговоренную сделку и каждый из них мы частично рассмотрели. Давайте изучим данные способы подробнее:

  1. Путем составления договоры мены. Если есть доплата от какой-либо стороны – ока указывается, если суммы соразмерны – не указывается.
  2. Данный договор облагается налогом и позволяет наиболее быстро вступить в права собственности.

  3. Путем составления договора купли-продажи. Данное соглашение придется составить в двойном экземпляре, так как каждая сторона должна одновременно являться и отчуждателем и приобретателем недвижимого имущества.

Варианты обмена наиболее выгодным образом может подсказать сотрудник риелторской конторы.

Как правило, у этих людей уже есть давно сформированная база клиентов, и наверняка, кто-то из них изъявит желание.

Но также можно попытаться найти оппонента по договору своими силами, ведь риелтору придется начислять денежные средства за его старания.

Для того, чтобы самостоятельно найти лицо, готовое на обмен, необходимо мониторить объявления на различных ресурсах, а также разместить и свое.

Алгоритм обмена земельного участка, находящегося в государственной собственности

Землю можно обменять на комнату, квартиру или долю в ней, дом или дачу. Оформление происходит с помощью договора мены. Согласно этому документу оба участника сделки являются и отчуждателями, и приобретателями недвижимости.

Первый вариант согласно законодательству является базовым и по умолчанию распространяется на все договоры мены, если не указано иных условий.

В обоих случаях при составлении контракта в нём прописывается точная сумма оценки обоих объектов недвижимости, которые являются предметом мены.

Только во втором варианте стоимость одного объекта выше, поэтому указывается сумма доплаты, которую должна произвести вторая сторона, чтобы договор вступил в силу.

 Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам: Москва  7(499)350-66-30 , Санкт-Петербург  7(812)309-36-67 , другие регионы РФ  7(800)511-75-96 . 

В случае необходимости произвести доплату в договоре нужно указать точные сроки или условия после соблюдения, которых она должна быть произведена. К примеру, доплата производится в течение 10 рабочих дней после подписания договора мены или после передачи недвижимости в пользу другого участника сделки.

Образец свидетельства о праве собственности на землю

Доплата может производиться как в денежном эквиваленте, так и в виде другого движимого или недвижимого имущества или ценностей.

К примеру, можно произвести доплату с помощью других объектов недвижимости, ценных бумаг, автомобилей, драгоценных металлов и т. п.

Обмен (продажа) квартиры в Подмосковье на недвижимость в Ленинградской области

  1. Найти объект недвижимости, который подходит для варианта обмена.
  2. Согласовать нюансы мены со вторым участником сделки.
  3. Собрать и оформить документы, которые потребуются для перерегистрации прав собственности.
  4. Зарегистрировать собственность в Росреестре.
  5. Совершить доплату, в соответствии с условиями договора.
  6. Выполнить иные условия, предусмотренные договором мены.

6 700 000 руб.Предлагается 2-х комнатная уютная квартира по адресу: МО, г. Балашиха, микрорайон Авиаторов, ул. Летная, дом 1, 8 этаж 15 этажного дома. Общая площадь …ОлегБалашиха, Московская область31.08.2019

1 950 000 руб.Меняю дачу 80м. пос.Кленово, снт Солнышко , на квартиру или комнату в Подольске, с моей или вашей доплатой. Дом 2 этажа, 4 комнаты, кухня, терраса столовая …ИгорьПодольск, Московская областьсегодня 17:325

3 500 000 руб.2-к квартира, 44 м², 4/5 эт. Общая — 42,4, жилая 31, кухня -6. С/у- Совмещенный. Состояние — требует ремонта. Установлены новые стеклопакеты и металлическая …ДмитрийБалашиха, Московская областьвчера 20:49

6 000 000 руб.Меняю или продаю 1 квартиру в Рязани нежилое помещение 80 м в центре Рязани моя доплата на квартиру в Москве или Московской области. Рассмотрю все …АллаВидное, Московская областьвчера 05:5711

45 000 000 руб.Ярославское направление. 30 минут от МКАД. Дом в элитном коттеджном посёлке в Пушкинском районе. Участок 27 соток, с одной стороны лес, с другой — парк. …ЖаннаКоролёв, Московская область25.09.201914

2 000 000 руб.Продаю или меняю на квартиру или дом в Московской области, приоритетно Ярославское или Дмитровское направление, однокомнатную квартиру в замечательном …ДмитрийКоролёв, Московская область24.09.20192

Меняю дом в Егорьевске площ 54м в центре Егорьевска.земли 8сот.Нужна квартира в Моск области АлексейЕгорьевск, Московская область24.09.2019

Земли государственной и муниципальной собственности могут быть не только переданы во временное пользование, но и проданы. Варианты реализации наделов обозначены в ст. 39.3 ЗК РФ. Порядок продажи земельного участка предполагает проведение торгов в виде аукциона, кроме некоторых других ситуаций, в частности:

  • если участок образован из земли, ранее оформленной в аренду для освоения территории;
  • если участок образован из земли, переданной некоммерческим организациям для дальнейшей застройки, например, кооперативам или садовым обществам;
  • если участки образованы из земель, переданных некоммерческой организации в рамках ИЖС;
  • если участок образован из земли, переданной юр. лицу для ведения дачного хозяйства и являющейся территорией общего пользования;
  • если на участке имеются постройки;
  • земли оформлены для нужд граждан в порядке бессрочного постоянного использования;
  • земли продаются крестьянско-фермерскому хозяйству в установленных законом случаях;
  • земли реализуются для организации ЛПХ

Продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности осуществляется путем организации торгов в виде аукциона. Благодаря использованию этого варианта, земли могут быть проданы по более высокой цене, а также отпадает необходимость в выборе покупателя.

Коммерческого назначения

Представляет собой территорию, на которых можно строить промышленные объекты: офисные здания, магазины, торговые центры, склады, производственные здания и т.д.

Обмен жилой территории на коммерческую имеет особенность в том, что он, в большинстве случаев, производится со значительной оплатой стороны, которая приобретает землю коммерческого назначения взамен жилой. Так, например, за офис, расположенный в удачном месте, могут потребовать далеко не одну квартиру. В особенных случаях, например при обмене склада, можно получить несколько квартир высокого класса.

Правовое урегулирование обмена

Возможность заключения таких сделок зафиксирована в п.2 Указа Президента РФ от 27.10.1993 г. N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».

Соглашения обмена базируются на нормативных требованиях, которые установлены законодательством и не расходятся с требованиями ст. 31 ГК РФ, устанавливающей порядок заключения соглашений мены. Ст. 37 ЗК РФ также затрагивает договор обмена.

Обе стороны считаются и продавцами своего товара, и покупателями другого. Учитывая данный факт, совокупность правовых актов, затрагивающая управление договоров купли-продажи, применяется к соглашению об обмене земных владений.

Если объекты неравноценны, то в договоре обязательно должна быть прописана цена обмениваемых наделов. Согласно ст. 568 ГК РФ, при отсутствии конкретных условий о цене, участки принимаются за равноценные.

Практика обмен надела на автомобиль

Как говорилось выше, осуществлять обмен можно и между неравноценным имуществом.

Операции по обмену земли на автомобиль регламентируются ст. 567 ГК РФ.

В случае данного обмена процедура происходит таким образом: после того, как стороны нашли подходящие варианты, осуществляется оценка стоимости надела и автомобиля, определяются условия обмены, затем заключается договор мены. В тексте договора указываются характеристики подлежащих обмену надела и автомобиля.

Какие услуги мы оказываем?

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 января 2017 года N 8

Об утверждении Административного регламента администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги «Обмен земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности»

(с изменениями на 24 июля 2019 года)

(в ред. постановлений администрации городского округа город Воронеж от 29.10.2018 N 703, от 18.01.2019 N 35, от 24.07.2019 N 630)

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги «Обмен земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности».

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации по стратегическому планированию, экономике и финансам Тимофеева Ю.В.

Глава городскогоокруга город ВоронежА.В.ГУСЕВ

Утвержденпостановлениемадминистрации городскогоокруга город Воронежот 13.01.2017 N 8

Приложение N 1

Понятие договора мены земельных участков

Земельный надел, находящийся в государственной или же муниципальной собственности, может представлять собой объект сделок обмена, купли-продажи, мены, дарения и пр.

Однако следует помнить о том, что подобный обмен недвижимых объектов возможен лишь в том случае, если происходит изъятие территории для обеспечения государственной или муниципальной нужды, в том числе передача осуществляется с целью строительства на территории объектов социальной инфраструктуры.

При этом нормативный порядок подразумевает, что обмен земельных объектов должен происходить на основании документации, с прописанными в ней целями, с учетом которых и осуществляется изъятие. Собственник объектов, передача которых происходит на законодательном основании со стороны государства или же муниципалитета, получает новый земельный надел, по правилам, которые установлены законом.

В результате обмена участка, находящегося в государственной собственности, на частную землю у участников возникает право собственности на приобретенные объекты.

Соглашение, которое заключается между участниками, подразумевает, что земля имеет равноценную стоимость, что является гарантом того, что ни один из субъектов не будет ущемлен в своих правах и интересах.

Процедура мены земельными участками, находящимися в собственности у участников контракта, не всегда подразумевает единовременную передачу надела лицу. В юридической практике распространены случаи, когда право собственности на участок сначала переходит к одному лицу, а спустя время, второй субъект правоотношений также выступает в свои законные права.

Земельный участок — это объект правовых сделок, предусмотренных российским законодательством, который официально признается недвижимым имуществом.

Договор мены земельных участков — это официальный документ, который закрепляет собой легитимность осуществленной сделки. Образец договора можно получить как в уполномоченном на то органе, так и на портале государственных услуг.

Обязательная оценка участка при заключении договора мены

Договор мены земельных наделов и его регистрация подразумевает соблюдение всего законодательного порядка проведения юридических сделок. Одним из таких условий, которое возводится в ранг обязательных, считается оценка участка.

При этом производить оценочную деятельность могут только уполномоченные на то специалисты, которые имеют лицензию на данный тип работ. Образец оценочного листа можно посмотреть в Интернете, так как он содержит в себе типичные пункты.

Следует отметить, что регистрация мены земельного участка невозможна, если оценка будет не произведена, так как государственная регистрация подразумевает указание истинной стоимости надела.

  1. Необходимо узнать приватизирована ли дача на имя собственника. В противном случае он не сможет стать полноценным участником сделки.
  2. Уточнить прописаны ли на новой жилой площади инвалиды или несовершеннолетние дети. В этой ситуации выписать этих людей будет сложно.
  3. У дома и земельного участка должен быть кадастровый номер, зарегистрированный Росреестром.
  4. Проверить является ли оппонент единственным собственником обмениваемого имущества. В противном случае после проведения сделки другие собственники могут востребовать через суд признать сделку недействительной.

Факт доплаты обязательно должен прописываться в соглашении, если этот момент оговаривался обеими сторонами. В противном случае, если это условие было упущено, то никто не сможет предъявить претензии оппоненту по неуплате.

Важно! Если сделка была проведена без разрешения других собственников, а доплата была внесена без указания в договоре, то её могут не вернуть. Если другие собственники через суд признают сделку недействительной, то про доплату в этой ситуации можно забыть.

Цена обмениваемых земельных участков

Договор мены по сравнению с договором о свершении сделки купли-продажи (образец можно найти в Интернете в свободном доступе) имеет существенные отличия. Именно поэтому все правовые нюансы должны учитываться при оформлении подобного обмена. В частности, в договор мены обязательно включается стоимость земельных участков, которые подлежат мене. При этом учитываются два основания:

  • Кадастровая стоимость. В этом случае определение цены происходит на основе данных, полученных из кадастрового паспорта объекта. Это необходимо для того, чтобы рассчитать финансовые издержки на уплату госпошлины и работу нотариуса.
  • Справедливая стоимость. Это основание подразумевает включение в договор информации о том, какую цену за меняемый участок хотят получить законные владельцы.
    Если цена обмениваемых объектов не фиксируется договором и не обговаривается сторонами правоотношений, то подобные наделы, согласно законодательству, считаются полностью равноценными. При этом все бремя издержек ложиться на плечи лица, которое заинтересовано в проведении подобной сделки.

Любые операции, затрагивающие права собственности на недвижимое имущество, подробно регулируются нормами действующего законодательства, в связи с чем их проведение должно осуществляться в полном соответствии с установленными правилами.

Многие граждане не знают о том, какие нормы и ограничения предусматриваются действующим законодательством и что нужно принимать во внимание для того, чтобы избежать каких-либо сложностей.

Порядок обмена земельного участка, находящегося в государственной собственности

Передача земельного участка подразумевает целый перечень дополнительных юридических действий, в частности:

  • Прекращение права собственности владельца подобного надела (это может быть как физическое, так и юридическое лицо);
  • Прекращение права собственности на земли, которые принадлежали собственнику на праве безвозмездного пользования или полученные в качестве наследства, но которые причисляются к рангу муниципальной или же государственной собственности;
  • Прекращается и безвозмездная или возмездная аренда земельного участка, о чем у субъектов правоотношений был ранее заключен договор.

Кроме того, изъятие надела подразумевает также полное прекращение действия сервитута, залога и иных ограничений объектов, в отношении которых происходит безвозмездная или возмездная передача. Но законодательный порядок предусматривает и некоторые исключения из общего правила, в частности, передача земельного участка, находящегося в частной собственности, возможна и без снятия сервитута.

При этом собственник должен быть заранее оповещен о решении органов государственной или муниципальной власти, в котором прописана безвозмездная или возмездная передача объектов для обеспечения государственных нужд. Законодательный порядок при этом должен быть соблюден.

Условия, которые подразумевает безвозмездная или же возмездная передача объектов обмена, прописываются в соглашении об изъятии земельных наделов. В частности, указываются условия: временные сроки, денежная компенсация и иные выплаты. Если безвозмездная или возмездная передача объектов происходит принудительно, то особенности обмена прописываются в судебном решении.

Как и любое другое правовое соглашение, договор мены подразумевает четкую регламентацию того, какой объект будет признаваться предметом этого контракта. Иными словами, указание предмета договора — это одно из ключевых условий, чтобы документ вступил в юридическую силу. Образец оформления данного пункта можно посмотреть в типовом договоре мены.

Предмет договора мены участками, находящимися в различной собственности, должен включать следующую информацию:

  • точный адрес земельного участка;
  • категорию надела, а также целевое предназначение земли;
  • сведения о находящихся на территории участка объектах недвижимости;
  • конечную цель использования территории;
  • кадастровый номер участка, который был подвергнут межеванию;
  • наличие притязаний со стороны третьих лиц и обременений;
  • итоговую площадь земельного участка.

Процедура обмена земельных участков осуществляется в полном соответствии с нормами, установленными законодательным регламентом.

Таким образом, проводить ее нужно следующим образом:

  1. Стороны, которые хотят провести процедуру обмена, собирают полный пакет необходимых документов.
  2. Если есть законные основания для проведения данной процедуры, оформляется договор обмена.
  3. Если на территории земельного участка присутствует какая-либо недвижимость, которая не будет предоставляться государственным или муниципальным органам на безвозмездной основе, в обязательном порядке проводится процедура оценки этого имущества.
  4. После того, как будет окончательно сформирован договор обмена, осуществляется процедура регистрации проводимой сделки в территориальном отделении Росреестра.
  5. В конечном итоге оформляется передаточный акт, которым подтверждается условие сделки о проведении обмена.
  6. После того, как подписывается передаточный акт, сделка считается оконченной, и участки переходят к каждой стороне.

Алгоритм обмена земельного участка, находящегося в государственной собственности

План-схема земельного участка

  1. Если происходит смена государственной или муниципальной собственности на частные земли, которые изымаются на нужды госорганов.
  2. Когда владения госорганов или муниципалитета обмениваются на земли находящиеся в частной собственности и предназначенные для размещения объектов социальной инфраструктуры или транспортного пункта, где данные объекты будут располагаться.

Как и любое другое правовое соглашение, договор мены подразумевает четкую регламентацию того, какой объект будет признаваться предметом этого контракта. Иными словами, указание предмета договора — это одно из ключевых условий, чтобы документ вступил в юридическую силу. Образец оформления данного пункта можно посмотреть в типовом договоре мены.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Приложение N 1

Для проведения межевания вы можете обратиться в любую землеустроительную организацию в вашем городе. При себе необходимо иметь следующий пакет документов:

  • Свидетельство о праве собственности на земельный участок;
  • Копия паспорта собственника (собственников);
  • Доверенность на имя представителя (при необходимости).

После заключения договора кадастровый инженер установит границы новых земельных участков и составит межевой план, в котором обязательно должны быть указаны:

  • Цель кадастровых работ;
  • ФИО или наименование заказчика;
  • ФИО и контактные данные кадастрового инженера;
  • Дата и номер договора на выполнение кадастровых работ;
  • Сведения об исходном земельном участке;
  • Сведения об образуемых земельных участках;
  • Дата подготовки межевого плана

Если земельный участок принадлежит нескольким собственникам, им необходимо подготовить и подписать соглашение о разделе участка (в 2019 году этот документ может быть составлен в простой письменной форме, без обязательного нотариального заверения).

В тексте соглашения рекомендуется указать следующие сведения:

  • ФИО и паспортные данные каждого собственника;
  • Адрес и кадастровый номер земельного участка;
  • Сведения об образуемых земельных участках;
  • Дата подписания соглашения.

Алгоритм обмена земельного участка, находящегося в государственной собственности

Мировой суд — если стоимость земельного участка не превышает 50 тыс. руб.;

Районный суд — если стоимость земельного участка превышает 50 тыс. руб.;

Для благоприятного исхода дела рекомендуем обратиться за консультацией к адвокату в вашем городе.

Заявление о присвоении адреса может быть подано собственниками либо в уполномоченный орган самоуправления, либо в МФЦ по месту нахождения з/у. Срок рассмотрения заявления — 18 рабочих дней со дня его регистрации.

Заключительный этап — обращение в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) для кадастрового учета и регистрации права собственности на новые земельные участки.

Все необходимые процедуры должны быть проведены Росреестром в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления.

Обратите внимание! Указанные выше рекомендации не являются исчерпывающими, поскольку каждый случай уникален и требует персонального подхода. Если вам нужна дополнительная консультация, вы можете получить бесплатную правовую помощь на нашем сайте. Среднее время ожидания ответа от юриста — 15 минут.

Изъятие земельного участка, находящегося в частной собственности, для государственных или муниципальных нужд

Алгоритм обмена земельного участка, находящегося в государственной собственности

В соответствии с действующим законодательством не предусматривается возможность оформления договора обмены в том случае, если одним из объектов является частный земельный участок. Пункт 3 статьи 3 Земельного кодекса указывает на то, что имущественные отношения, связанные с владением, использованием или распоряжением различными земельными участками, а также проведение сделок с таким имуществом регулируется гражданским законодательством.

Статьей 28 земельного кодекса устанавливается возможность передачи гражданам или юридическим лицам территорий в частную собственность. Однако для того, чтобы передать такое имущество в частную собственность

под строительство

, существует особый порядок. В частности, предусматривается обязательное проведение

торгов в виде открытого аукциона

Действующее гражданское законодательство не устанавливает никаких ограничений на оформление по отношению к земельным участкам договора обмена. В соответствии с действующим законодательством Земельный кодекс имеет приоритет над Гражданско-правовым.

Таким образом, можно сделать несколько важных выводов:

  • Обмен государственных участков или муниципальных территорий на частные является законным, но только в том случае, если на это есть какие-либо правовые основания, а все действия, которые проводятся сторонами договоренности, осуществляются в полном соответствии с установленным регламентом.
  • Договор обмена представляет собой документальное оформление правоотношений такого типа и представляет собой типовой бланк, заполняемый каждой из сторон.
  • В процессе оформления данной сделки принимает участие две стороны. одной из сторон является уполномоченный государственный орган, имеющий право распоряжаться определенной территорией, в то время как второй стороной выступает собственник второго земельного участка.
  • В договоре должны принимать участие равнозначные территории, и возможность получения доплаты предусматривается только в исключительных ситуациях.
  • В качестве предмета соглашения могут выступать сами земельные участки, а также любые объекты недвижимого имущества, которые находятся на их территории. Всевозможные постройки предоставляются в безвозмездном порядке или же за них должна быть предоставлена определенная сумма доплаты после того, как будет проведена соответствующая процедура оценки.
  • Если земельный участок изымается для обеспечения реализации нужд государственных или муниципальных органов, а также, если гражданину предлагается земельный участок, стоимость которого не достигает цены отчужденного надела, он должен получить выплату разницы на протяжении трех месяцев с момента изъятия.

Порядок, в соответствии с которым должен оформляться договор, также прописан в Земельном кодексе и включает в себя нормы, регулирующие этапы передачи земельных участков и последующей их постановки на государственный учет.

Что такое процедура обмена участка земли и как она проходит, какими законами регулируется, а также возможные варианты обмена, расскажем более детально.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

1. Общие положения

Что собой представляет процедура?

Земельные наделы, находящиеся в собственности, приравнены к недвижимому имуществу согласно законодательству РФ (статья 130 ГК). В связи с этим, проведение сделок с землёй проходит с применением тех же законодательных условий, которые используются для осуществления любых операций по обмену имущества.

Алгоритм обмена земельного участка, находящегося в государственной собственности

Под обменом земельного участка подразумевается сделка, в результате которой произойдёт передача прав собственности на землю от одного участника сделки к другому, а затем получение в собственность земли второй стороной. То есть участники события обменяются принадлежащей им собственностью – земельным наделом.

Справка! Все особенные моменты, которые касаются сроков, оплаты и условий должны прописываться в договоре мены.

Лицо, приобретающее по такому договору землю, является одновременно покупателем и продавцом, однако участвовать в процедуре мены могут лишь законные владельцы земельных наделов, либо их доверители.

Встречаются случаи, когда владельцы изъявляют желание осуществить неравный обмен, или оформить соглашение мены долей земли. В такой ситуации появляются дополнительные особенности в проведении сделки. Участник сделки, который осуществляет передачу участка по меньшей стоимости, обязан внести доплату разницы другой стороне.

Размер выплаты и дата внесения денежных средств указываются в договоре в обязательном порядке.Сроки выплаты указываются в отдельном пункте соглашения.

Как поменять землю?

Чтобы самостоятельно найти выгодный обмен, необходимо изучать объявления в сети интернет, газетах и средствах массовой информации. Можно поспрашивать среди знакомых, друзей или родственников.

Последовательность действий:

  1. Чтобы произвести перерегистрацию прав собственности, потребуются следующие документы:
    • паспорт гражданина РФ (копии и оригинал);
    • квитанция оплаченного федерального сбора;
    • уже подписанный договор мены;
    • документация, подтверждающая права собственности на недвижимость.
  2. Участнику, объектом отчуждения которого является земельный надел, потребуются:
    • ведомость о расположении построек на земле (при их наличии);
    • план земельного надела;
    • разрешение от других собственников;
    • документы, подтверждающие кадастровую стоимость недвижимости;
    • копия документа, подтверждающего обременение, или его отсутствие;
    • результат оценки стоимости построек на участке;
    • бумаги, свидетельствующие о назначении земли.
  3. Если на земле стоит дом или дача, то дополнительно следует предоставить:
    • план здания с указанием этажей;
    • бумаги о стоимости дома или дачи;
    • разрешение от других собственников;
    • жилищный документ, подтверждающий обременение.
  4. Все собранные документы подаются в Росреестр.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про юриспруденцию